• Казацкие летописи (обзор). «Летопись Самовидца»

     Цель:            ознакомить учеников с казацкими летописями (дать их общую характеристику, выяснить содержание, художественные особенности), «Историей Русов» - выдающимся произведением ХVІІІ ст., в частности с рассказами «Хмельницкий, Барабаш и рескрипт короля», «Прокламация гетмана Мазепы», донести к ним эстетичное значение произведений, заинтересовать их; рассмотреть ряд проблемных вопросов, в частности относительно авторства «Истории Русов», места и времени написания, идеологического направления; развивать диалогическую и монологическую речи; попробовать осмыслить с позиций настоящие трагические страницы истории родного народа; воспитывать патриотизм, любовь к книге как казне народной мудрости и памяти.

    Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

    Теория литературы: стиль барокко, казацкие летописи.

    Оборудование: учебник, хрестоматия украинской литературы, репродукции картин украинских художников на тему казачества, выставка книг украинских писателей и историков, опорные схемы «Барокко в украинской литературе», компьютер (объяснение терминов, постановка задач к уроку, схеме).

    Межпредметные связи: история Украины (работает группа учеников-историков).

     

    Ход урока.

    І. Проверка изученного.

    Экспресс-опрашивание «Ты - мне, я - тебе» (ученики спрашивают друг друга по теме предыдущего урока).

    ІІІ. Усвоение учениками нового материала.

    1. Мотивация учебной деятельности.

    1)     Объявление учителем темы урока (запись в тетради).

    2)  Определение цели (ученики сами пробуют определить, что они надеются выучить на уроке, учитель дополняет).

    Установка к работе на уроке: записать интереснейшие факты, которые больше всего поразили, о которых хотели бы узнать больше.

    2. Актуализация опорных знаний по истории (к работе привлекается группа учеников-историков, которые дают короткие ответы на вопросы).

    • Причины Освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг., ее ход. 
    • Военный союз Украины с Россией, его следствия. 
      • Политические обстоятельства в Украине после смерти Богдана Хмельницкого. (Обращение к репродукциям картин, обзор выставки произведений). 

     

    1. 3.   Слово учителя о казацких летописях, их значении.
    2. 4.   Работа учеников с учебником (в группах).

    Задачи (на мониторе):

    • обработать материал учебника «Казацкие летописи», подготовить короткую информацию по прочитанному (1-я группа — «Летопись Самовидца»; 2-я группа — «Летопись Г. Грабянки»; 3-я группа — «Летопись С. Величко»); 
    • текстологический анализ отрывка «Черная Рада в Нежине» («Летопись Самовидца»); 
    • определить признаки барокко в произведениях, прочитав отрывки произведений, представленные в хрестоматии (для напоминания перед учениками - опорные схемы с предыдущего урока);
    • дать ответ на вопрос: «Почему летописи называются казацкими?»

    5. Слово учителя о значении «Истории Русов» для Украины.

    И. Драч говорил: «Эта книга для того, чтобы мы встрепенулись».

    Постановка проблемного вопроса: почему так сказал поэт об «Истории Русов»?

    Это виднейшая памятка украинской политической мысли конца ХVІІІ ст., своеобразный трактат об историческом развитии Украины от давности до второй половины ХVІІІ ст., в котором отстаивается мысль о том, что история юго-восточных славян начинается от сына библейского Ноя - Яфета, а Киевская Русь – первогосударство только украинского народа. Это справедливый взгляд на наше прошлое, жестокая правда, напомненная украинству в один из самых трагических отрезков его исторического пути. Цель памятки - вылечить в народе колониально-психическую болезнь - недооценку. Произведение написано в традициях казацких летописей.

    За почти 200-летний период своего существования «История Русов» была опубликована трижды: один раз малым тиражом на русском языке в 1846 году в Москве, вторично – в 1956 году в Нью-Йорке в украинском переводе Вячеслава Давиденко. И только в 1991 году издание увидело мир в переводе на современный язык Ивана Драча.

    В свое время она тайно распространялась в списках, за нее платили неистовые деньги. Произведением пользовался Т. Шевченко, А. Пушкин, Н. Гоголь, П. Кулиш, М. Костомаров и много других политиков, историков, писателей.

    «История Русов» имеет свои тайны, как и другие древнейшие произведения (ученики вспоминают о тайнах, связанных с «Велесовой книгой», «Словом о полку Игореве»).

    6. Индивидуальные сообщения учеников.

    Сообщение 1. Первая тайна произведения - факт его выявления. По свидетельству представителя украинской казацкой старшины М. Ханенко, рукопись была впервые найдена в 1828 году в библиотеке городка Гринева на Черниговщине. С работы было сделано несколько копий, которые и распространились среди читателей. Однако есть обстоятельства, которые принуждают сомневаться, был лм это оригинал, автограф произведения. Так, один из списков, написанный на бумаге с водяным знаком 1817 года, попал в библиотеку «Просвиты» г. Львова. Другой список с водяным знаком 1814 года был найден в Вильно.

    Известно также, что украинский писатель и ученый О. Конисский видел копию «Истории Русов» на бумаге 1809 года.

    Итак, допускают, что и в Гриневе найдена также копия.

    Сообщение 2. Не установленным является и время написания произведения. Некоторые исследователи называют 1822-1828 годы, хотя факты, которые приводились раньше, опровергают их. Вторая крайняя граница - 1769 год, который берется из самой «Истории Русов», так как произведение заканчивается этой датой. Но исследователи склоняются к мысли, что автор с целью конспирации нарочно ввел в заблуждение читателей, чтобы спрятать свое авторство, ведь в самом произведении цитируется работа, написанная в 1777 году, упоминается Тмутараканский камень, найденный аж в 1792 году.

    Таким образом, можно лишь предположить, что написано произведение в начале 90-х годов ХVІІІ ст.

     

    Сообщение 3. Существует много предположений и относительно автора произведения. Полное название его «История Русовъ или малой России, сочинение Георгия Конискаго, Архиепископа Белорускаго». Со временем исследователи сошлись на мысли, что книга не принадлежит его перу. Существовала версия, что это написал Григорий Полетика - выходец из украинской шляхты, пылкий патриот, который занимал значительную должность в правящих кругах тогдашней России. Другие исследователи утверждают, что это работа Григория и Василия Полетик, о чем свидетельствуют их письма, в которых упоминается о работе отца и сына над какой-то историей. Но в архивах Полетик «Истории Русов» не нашли. Кроме того, их общественные взгляды идут в разрез с высказанными в произведении убеждениями. Достоверно, что автором «Истории» был Александр Безбородько, ведь произведение найдено в его имении, да и в письмах есть упоминание об исторической работе, которой он занимается. А. Безбородько учился в Киевской академии в то время, как ректором был Г. Конисский, между ними были хорошие отношения, переписка. Исследователи удостоверяют определенную похожесть языка научных работ А. Безбородько и «Истории Русов». Не в пользу этого предположения является то, что хотя он и был патриотом Украины, но при этом был и высоким сановником Русского государства (канцлером).

    В предисловии к «Истории Русов» В. Шевчук высказывает мысль об авторстве Архипа Худобы, ведь существуют свидетельства о том, что у него была какая-то история «против правительства написанная». И сам анонимный автор показывает усиленный интерес к роду Худобы, не раз пользуется возможностью, чтобы поднять этот род и его заслуги (на самом деле род никак и ничем особым в истории Украины не отметился). Это предположение является одним из самых вероятных.

    Ученики делают вывод, что автор жил во второй половине ХVІІІ ст., учился в Киевской академии, принадлежал к старшине, жил на Черниговщине, отмечался вольнодумством, патриотизмом, имел широкое политическое мировоззрение, отрицательно относился к русскому самодержавию.

    7. Слово учителя.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Казацкие летописи (обзор). «Летопись Самовидца», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.