Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > Колыбельная песня в жизни человека (материал для сочинения)


     
  • Колыбельная песня в жизни человека (материал для сочинения)

    Ведущие мотивы колыбельных песен. Колыбельные песни - один из древнейших жанров народной словесности, которая достигает корнями мифологического периода творчества. В прошлом подобные песни выполнялись, не только, чтобы усыпить ребенка, а как и заговор, с целью предрасположить к нему или отвернуть от него определенные духовные силы, оберечь от зла, оказывать содействие его здоровью и быстрому росту.

    Несмотря на множество нюансов чувств и мыслей, высказываемых в колыбельных песнях, а также на широкое пространство для импровизации, все же набор их мотивов очень ограничен.

    Самым стойким из всех мотивов, который появляется в подавляющем большинстве произведений - воззвание или приглашение сна к ребенку. В нем зафиксировано анимистическое представление о сне как существе, которое может успокоить и усыпить ребенка. Не понимая природы сна и не имея возможности его объяснить, разные народы по-разному понимали это состояние человека, но во всех давних представлениях отразилось стойкое убеждение, что сон - не присущее человеку физическое состояние, а привнесенное извне влияние какой-то духовной неестественной силы, связь с потусторонним миром духов. Отсюда в восточнославянском фольклоре персонифицированные образы Сна и Дремоты. В некоторых колыбельных представление о засыпании несколько изменено: ребенок засыпает не от самого присутствия Сна или Дремоты, а от «спания», которое Сон носит с собой в рукаве и которое насылает на ребенка, чтобы он заснул. Сон и Дремота - мифические существа, которые уподобляются людям: ходят, разговаривают между собой, распределяют обязанности («Ты будешь баюкать, а я буду усыплять»).

    Рядом с этими мифическими существами появляется олицетворение злой, отрицательной силы в образе Бабая. Он встречается и в других жанрах фольклора, но, возможно, не пришел к ним именно в колыбельных. Здесь он имеет значение существа, которое нагоняет страх, будит или причиняет какую-то беду.

    Интересно, что рефрен «Баю-Бай», как правило, не встречается в песнях, где не упоминается Бабай. Возможно, в прошлом, он имел специфическое значение, или именно этому выражению предоставлялась способность отгонять злую силу.

    Также в колыбельных появляются образы птиц (голубя, кукушки и др.): «Ой люли -люли, прилетели гули...», «Люли - люлечка, прилетела кукушечка». Их появление в колыбельных соотносится с сюжетами об усыплении ребенка на дворе.

    Бывают другие варианты (колыбельная подвешенная на дубу, вишне, липе), но в них, как правило, присутствует образ ветра. Он, очевидно, связан с давним обычаем баюкать ребенка на свежем воздухе с целью духовного очищения от мира мертвых (из которого она будто бы пришла).

    Временами конкретизируется, какая трава имеет магическую силу усыплять ребенка: рута, мята, крещатый барвинок и др. По обыкновению ребенка перед сном купали в этих травах, чтобы сон был крепким и здоровым. Колыбельные, в которых встречается этот мотив, имеют больше всего родственных черт с заговорами: им присуща стройность построения, определенная формальность, характерная для магических текстов, а также специфические повторы разных уровней, которые предоставляют выражению определенного пафоса и магичности звучания. Это - произведения, в центре которых не столько сам ребенок и магическое действие слова на его рост, здоровье, счастье, а скорее, мир, в котором ребенок живет - его дом, семья. В этих песнях в полусказочных чертах описывается «рисованная колыбель с золотыми веревочками», рисованными перилами, шелковыми подушечками и пеленками; появляются черты быта, элементы общественной жизни.

    Хотя большинство колыбельных предусматривает их выполнение мамой ребенка, встречаются также тексты песен, которые грудному ребенку поет отец. Это явление не очень распространено и встречается преимущественно в Закарпатской Украине. Особенно интересны произведения, в которых отец обращается к своему маленькому сыну с пожеланием ему скоро вырасти и стать во всем подобный отцу.

    Поэтика жанра колыбельных песен, их лексические особенности.

    Колыбельные песни - жанр, который имеет четко определенную конкретную функцию: успокоить и усыпить ребенка. С этим основным их назначением и связаны особенности поэтики жанра. Поскольку единственным слушателем является ребенок, который лишь начинает понимать отдельные слова и реалии действительности, то в колыбельных используется только простейшая общеупотребительная лексика, в них нет сложных поэтических приемов и тропов. Из художественно-поэтических средств встречаются эпитеты («золотые перила», «шелковые веревочки», «пуховые подушечки», «дом тепленький»). Это чуть ли не единственный троп, который широко используется в колыбельных для выражения их содержания. Редко встречаются сравнение («белый, как лилия»; «колючий, как терновник»). Все другие средства направлены на создание специфической звуко - ритмической оболочки произведения, которая навевает ребенку сон. Основным ее выразителем является мелодия, которая отличается от других лирических песен однообразием и монотонностью, поскольку имеет целью повлиять на состояние и настроение ребенка, чтобы его убаюкать.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Колыбельная песня в жизни человека (материал для сочинения), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.