Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 7 класс > КОМИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО


     
  • КОМИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО

    Всем известные обстоятельства трагической жизни и личные черты характера Достоевского мало располагали его к веселому юмору в жизни. А между тем Достоевский носил в душе своей не только прообразы «человека из подполья», Ивана Карамазова и Ставрогина, но и духовные черты Зосимы, Макара Долгорукого, Алеши, князя Мышкина. Мало того, его природный психологический темперамент был светлым — он был психологический оптимист, и только тяжкие испытания судьбы, болезнь и углубление мысли во всю безысходность мирового зла, ожесточая его, делали из него против его воли метафизического пессимиста. Его религиозно-церковное сгеёо было светлым, ему казался порой близким душевный рай, но, как мощный мыслитель, он приходил, наперекор своим основным светлым религиозным устремлениям, к созданию русского Кандида, на этот раз не шуточного, не юмористического, а в виде неотразимой трагической реплики Лейбницу, а за ним и всему христианскому богословию («Бунт»).
    Домашняя обстановка Достоевского не располагала к свободному непринужденному смеху. Суровый отец в корне пресекал всякое влечение к насмешке, к иронии как недопустимое вольнодумство. Андрей Михайлович Достоевский рассказывает, как однажды Ванюша Умнов, гимназист, его товарищ детства, заучив на память сатиру Воейкова «Сумасшедший дом», продекламировал ее детям Достоевским, и они с его слов запомнили из нее несколько строф. Выслушав эти строфы, отец очень рассердился и сказал, что в этом произведении «помещены дерзкие выражения против высокопоставленных лиц и известных литераторов». А между тем сатира детям очень понравилась. В переписке Достоевского юмор почти совершенно отсутствует (это отмечает Андре Жид). Тон его писем большей частью безрадостный и подавленный; он или деловой, или нервно приподнятый, но веселья и шуток в них почти нет.
    В литературной борьбе Достоевский пользуется смехом, но почти исключительно едким и злобным смехом сатирика и пародиста. Литературное творчество для Достоевского, если иметь в виду в нем сатирический элемент, как мы увидим ниже, является своего рода эстетическим духовным катарсисом всех злобных и смешных сторон его собственного омраченного болезнью и испытаниями судьбы темного лика. Но, как замечено выше, основной тон душевной жизни у Достоевского был светлый. Он был в жизни приветлив, не предубежден к людям, поразительно великодушен к проступкам людей из простонародья — когда один пьяный сшиб его с ног сильным ударом по затылку, он не только просил не привлекать его к ответственности, но, когда его все же судили и мировой судья приговорил его к шестнадцати рублям штрафа, Достоевский дал ему эту сумму. Когда, женившись на Анне Григорьевне, он нашел, наконец, в жизни семей-
    ный уют, то наряду с веселостью он порой проявляет в жизни добродушный беспретенциозный юмор.
    Как сочетается в Достоевском эта мощная сила любви к людям, которою обвеян его нежный и простодушный юмор, с остротою его ненавистей, с угрюмым обликом злобного и едкого сатирика и пародиста, это психологически поразительный, но несомненный факт, который в древности выразил Катулл в знаменитых стихах: Достоевский сам подмечает в себе эту двуликость, когда пишет Анне Григорьевне: «Ты меня видишь обыкновенно, Аня, угрюмым, пасмурным и капризным: это только снаружи, таков я всегда был, надломленный и испорченный судьбой, внутри же другое, поверь, поверь!» Так, он подпевает шарманщику, играющему на дворе из «Риголетто». Когда у него стали подрастать дети, он любил забавлять их в раннем детстве юмористическими рассказами, например, о немецких осликах.
    Позднее, знакомя их с русской литературой, он раскрывает перед ними прелести юмора Гоголя и Грибоедова. Он сам участвует в любительском спектакле («Горе от ума») и играет роль Репетило-ва, причем он утверждает, что эту роль надо играть с трагическим оттенком, — черта, как мы увидим, очень характерная для Достоевского: видеть в комическом трагическую подкладку.
    В письмах к жене он крайне редко проявляет юмор, главным образом в связи с проявлениями нежности к детям. Вот немногие юмористические моменты из этих писем: «очень благодарю Любу за пифо (письмо), поцалуй ей за то ручку, купи "нададу" и скажи, что от папи. Разиняротого Федюрку цалую прямо в ротик».
    Достоевского весьма занимает и юмор его детей: «Лилины "добрые люди" меня ужасно развеселили, я читал твое письмо в саду, только что получив с почты, и расхохотался так, что и сам не ожидал». Комических эпизодов в письмах Достоевского к жене почти нет. Вот одна юмористическая сценка. Достоевский бежит, ищет свой вагон; уже прозвенело два звонка. Дело было в Бромберге. «Бегу, сколько сил есть, прибегаю и не могу отыскать вагона, а № 163 в темноте не видно. Кондуктор уже ушел дальше, свисток, хотят трогать. Вдруг в одно отворенное окошко, вагона за два от места, где стою, слышу: "р81? р81?" А, думаю, это наши: увидали меня и кличут; подбегаю, смотрю, выставил немец голову из вагона и — незнакомый. Я ему кричу, а он мне. Ну, так чего же ты зовешь, олух...» Достоевскому удалось все-таки в последнее мгновение найти вагон.
    В 1879 г. 22 авг. Достоевский описывает в письме к жене курицу, которую ему подали к обеду: «...вчера прислали курицу жареную. Стал я ее есть, и можешь себе представить, какой фокус. Взята курица и с нее сняли все мясо, все до атома, так что голые кости как бы отполированы, а затем все прикрыто превосходно зажаренной куриной кожицей, так что сверху кажется, как бы и целая курица...».
    Когда сын его, Федя, подрос и мать купила ему живую лошадку, отец, целуя семейных, прибавляет: «целую и жеребеночка».
    Нам следует теперь остановиться на другом вопросе — как относился Достоевский к комизму в художественной литературе. Об этом ценные сведения сообщает Л.П. Гроссман в своей книге: «Библиотека Достоевского». Замечательно, что Достоевский и у Сервантеса, и у Гоголя, и, как мы видели, у Грибоедова, и у Вольтера чует прозорливо трагику как основу комизма. Мы знаем, как серьезно воспринял Достоевский рыцаря печального образа и какое значение Дон Кихот имел для формирования образа «Идиота». По поводу поручика Пирожкова в «Невском проспекте», который был высечен, а в тот же день вечером танцевал с барышней, Достоевский пишет: «Бесконечно трагичен этот образ барышни, порхающей с этим молодцом в очаровательном танце и не знающей, что ее кавалера всего час, как высекли». М.Е. Салтыкове-Щедрине Достоевский пишет: «Тема сатир г. Щедрина это — спрятавшийся где-то квартальный, который подслушивает его и на него доносит. Г-ну Щедрину от этого жить нельзя» (Зап. книжки). У Бальзака, которого Достоевский ценил как великого гения, Вотрен, каторжный, философствующий о преступлении, наряду с комическими чертами носит в себе страшные стремления, так часто проявляющиеся и у героев Достоевского, стереть грань между добром и злом, возвеличить преступление.
    Вотрен, читая автобиографию Бенвенуто Челлини, восхищается им, во-первых, потому, что он любил прекрасное, и, во-вторых, потому, что был похож на Провидение — убивал и правого, и виноватого, кто попадался только под руку. Вотрен, подобно многим циникам-шутам у Достоевского, любит пошлые стихи и с циническим смехом, как указывает Гроссман, развивает перед Растиньяком свою философию: «Если вы человек высшей расы, идите напролом с высоко поднятой головой. Человек — Бог, когда он похож на вас». Равным образом Достоевский, глубоко изучивший Вольтера, вовсе не склонен был видеть в его смехе только литературное зубоскальство, как легкомысленно думал Гоголь, который не понимал трагическую основу этого смеха. У Вольтера, с другой стороны, вероятно, Достоевский нашел столь знакомый ему ужас перед роковыми законами природы.
    Достоевский высоко ценил комическое у Пушкина, Гёте, Гофмана, Поэ, Гюго и др., но он не высказывает по этому поводу своих мыслей о комическом.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: КОМИЧЕСКОЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Сочинение по литературе 7 класс
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.