Композиция и сюжет «Преступления и наказания»

  

Серьезное внимание следует уделить вопросам художественного мастерства Достоевского. Композиция и сюжет «Преступления и наказания» отличаются исключительным своеобразием. Роману присущи динамичность развития действия, отсутствие экспозиции, тесная взаимосвязь сюжетных линий, насыщенность событиями.

Внутренняя композиция строится по принципу антитезы (Раскольников-Свидригайлов, Раскольников-Лужин). Обратите внимание, что динамичность повествования, атмосфера трагической напряженности достигаются Достоевским особым членением романа на главы, которое мотивировано не только сюжетными, но и психологическими особенностями, играющими в осуществлении авторского замысла очень важную роль. Внимательно проанализируйте конец первой и начало второй главы романа. Рассказ о состоянии забытья, которое овладело Раскольниковым после совершенного преступления, автор как бы разделяет на две части.

Та часть, которой заканчивается первая глава, констатирует это состояние героя, отмечает полное отсутствие у него мыслей в данный момент. Но шум улицы, ее суета постепенно возвращают героя к действительности. Начало второй главы передает новое чувство, пробудившееся в сознании Раскольникова, чувство неизбежности наказания и губительности промедления пока не уничтожены улики преступления. Проследите последующее членение романа на главы, обратите внимание, как постепенно повествование осложняется введением новых сюжетных линий и новых конфликтов. Такой принцип расположения материала позволял Достоевскому акцентировать внимание на внутреннем состоянии Раскольникова, на «диалектике его сознания». Автор как бы загоняет своего героя в тупик, стремится привести его к осознанию бесчеловечности совершенного им поступка и самопокаянию.

Раскрывая сюжетно-композиционное своеобразие романа, следует остановиться и на особенностях конфликта, который в произведении Достоевского отличается исключительным своеобразием. Основной конфликт «Преступления и наказания», определяющий всю структуру романа, - это единоборство между главным героем и окружающим его миром, это борьба одинокой личности, взявшей на себя ответственность за миропорядок. Недостаточно охарактеризовать конфликт романа только как психологический. Покажите, что в нем получили отражение острые социальные и идейные противоречия эпохи.

Обоснуйте, что взаимная неприязнь Раскольникова и Лужина объясняется не столько различием характеров, сколько различием их жизненных принципов и социального положения. Достоевский - великий мастер психологического анализа» Его психологизм существенно отличается от психологизма Тургенева и Толстого.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, между намерением и осуществлением этого намерения. Герои его произведения не просто переживают, они мучительно страдают, постоянно размышляют и спорят, анализируют свои поступки. Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характеров персонажей, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику героев. Какую роль играет портретная характеристика героев у Достоевского в сравнении с Гоголем, Тургеневым и Толстым? На чем акцентирует внимание Достоевский в портретах своих героев? Писатель дважды прибегает к портретной характеристике своих основных героев.

На первых страницах романа он как бы мельком говорит о Раскольникове; «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее о Раскольникове сказано следующее? Раскольников был очень бледен, рассеян и угрюм.

Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях». Принцип двоекратного портретирования связан с авторским замыслом и идеей романа.

Герои Достоевского переживают сложную идейную катастрофу, которая изменяет всю их нравственную сущность, и в их жизни писатель фиксирует как бы два основных момента» Раскольников по природе своей был привлекателен, в иной обстановке его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешностью. Но совершенное им убийство жестоко ранило душу, что и проявилось во втором его портрете. Сопоставьте две портретные характеристики Сони; первую, во время причащения умирающего Мармеладова, и вторую, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки. В чем различие этих двух портретов? Который из них передает подлинную сущность характера Сони?

Обратите внимание на ту роль, которую играют детали в портретных характеристиках героев Достоевского. Глаза выражают ту нравственную катастрофу, которую перешивают герои. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова в первом портрете сменяются «воспаленным взглядом» во втором» Голубые глаза Сони «неподвижны от ужаса» в первом случае и «потеряны», как у испуганного ребенка, во втором. Как вы думаете, почему Достоевский ничего не говорит о глаза Лужина?

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: