Образцы творческих сочинений > Методические материалы для домашних заданий > Конспект: Артур Конан Дойл (1859-1930) «Собака Баскервилей». Захватывающая интрига – основа детективного произведения


     
  • Конспект: Артур Конан Дойл (1859-1930) «Собака Баскервилей». Захватывающая интрига – основа детективного произведения

    Цель: познакомить с новым жанром — литературным детективом и его особенностями на примере «Собаки Баскервилей»; совершенствовать умение работать над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру связной речи, культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность.

    Оборудование: «экспонаты музея» Конан Дойла.

    Ход урока.

    I. Мотивация познавательной деятельности учеников.

    (Учитель предлагает несколько любых предметов и просит класс определить, какому человеку они принадлежат и что могут рассказать о своем хозяине).

    Учитель. Какими методами мы пользовались? Кто и в каком произведении так делает?

    Можем ли мы сказать, что сыщиком, детективом может быть только неординарный человек с незаурядными умственными способностями, логическим мышлением, умением быстро реагировать на события?

    А какими еще качествами ему нужно обладать? (Не забыть о чувстве справедливости, желании защитить без вины обиженного, неподкупность).

    — Сегодня мы знакомимся с новым жанром — детективом. Итак, наша цель - увидеть, как происходит поиск преступника, как человек вступает в борьбу со злом, попробовать объяснить причины всемирной популярности славного Шерлока Холмса.

    II. Актуализация опорных знаний учеников.

    1. 1. Доклад о жизни и творчестве А. Конан Дойла.
    2. 2. Развитие связной речи. Экскурсия в необыкновенный музей.

    (Учитель демонстрирует «экспонаты»*, а ученики стараются сказать о них несколько слов, в том числе - и с юмором).

    * Идея музея взята в кукольном театре им. Афанасьева, где когда-то шел спектакль «Шерлок Холмс против агента 007, или где собака зарыта».

    1) Фотография таблички на дверях:
    «М-р Шерлок Холмс,

    доктор Ватсон,

    сэр Артур Конан Дойл» (Автор живет вместе со своими героями).

    2) Закрытая стеклянная бутылка с дымом. (Дым из трубки Ш. Холмса).

    3) Фотография маленькой белой собачки веселого характера. (Это пра-пра-правнучка ужасно известной собаки Баскервилей).

    4) Обычный сухарь. (Остаток пудинга, который не успели съесть Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, так как спешили по делам).

    5) Кофейное зернышко. (Возможно, эта чашка кофе ободрила детектива, помогая отрабатывать еще одну версию).

    Учитель. Попробуйте пополнить музей своими экспонатами...

    3. Проверка знаний текста.

    Разложить в нужном порядке карточки, на которых записаны отдельные эпизоды из произведения А. Конан Дойла «Собака Баскервилей».

    Карточка 1

    Приезд сэра Генри Баскервиля в Лондон

    Карточка 2

    Сэр Чарльз Баскервиль отдает доктору Мортимеру рукопись, где речь идет о проклятии рода Баскервилей

    Карточка 3

    Смерть сэра Чарльза Баскервиля

    Карточка 4

    Исчезновение светло-коричневого ботинка сэра Генри

    Карточка 5

    Странное письмо-предупреждение

    Карточка 6

    Исчезновение старого черного ботинка сэра Генри

    Карточка 7

    Возвращение ботинка (кстати, какого?)

    Карточка 8

    Выявление слежки за сэром Генри

    Карточка 9

    Световые сигналы дворецкого Берримора

    Карточка 10

    Приезд сэра Генри Баскервиля в Девоншир

    Карточка 11

    Знакомство со Степлтонами

    Карточка 12

    Женский плач ночью

    Карточка 13

    Телеграмма Ш. Холмса дворецкому Берримору

    Карточка 14

    Услышан вой на болоте

    Ответ: 2, 3, 1, 5, 4, 8, 6, 7, 13, 10, 12, 11, 9, 14.

    4. Блиц-опрашивание.

    1)   Какие версии сразу начал отрабатывать Шерлок Холмс?

    2) Можно ли считать, что он охотно это сделал?

    3)   Почему Шерлок Холмс даже не попробовал убедить Генри Баскервиля жить в Девоншире?

    4) Какой, по вашему мнению, интереснейший ход Шерлока Холмса в начале расследования дела?

    III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

    1.  Развитие связной речи. Ролевая игра.

    От лица доктора Мортимера, сэра Генри Баскервиля и доктора Ватсона рассказать о смерти сэра Чарльза Баскервиля и первых днях пребывания сэра Генри в Девоншире.

    Учитель. На что мы все время обращали внимание? Кому старались подражать?

    Попробуем сформулировать определение детектива как литературного жанра.

    2.  Запись в тетради.

    Детектив — литературный жанр, который описывает раскрытие преступления или сложной, запутанной тайны средствами логического анализа.

    Поэтому детективному жанру присуща захватывающая интрига.

    IV. Подведение итогов урока.

    Детективный жанр посвящен раскрытию тайны или преступления средством логического анализа. Детективное произведение не бывает без захватывающей интриги, запутанного сюжета, где все тайны раскрываются только в конце.

    Настоящему детективу присущи такие черты характера, как...

    V. Домашняя задача.

    1)   Дочитать рассказ до конца.

    2) Дать письменный ответ с доказательствами на такой вопрос:

    Есть два метода логического анализа: индукция (раздумье от конкретного случая - к общему) и дедукция (от общего - к конкретному). Каким из них, по вашему мнению чаще всего пользуется Шерлок Холмс?

    3)    Факультативно: изготовить экспонаты для «музея Шерлока Холмса».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Конспект: Артур Конан Дойл (1859-1930) «Собака Баскервилей». Захватывающая интрига – основа детективного произведения, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.