Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству И. К. Карпенко-Карого > Контрольное сочинение по пьесе И. Карпенко-Карого «СТО ТЫСЯЧ»


     
  • Контрольное сочинение по пьесе И. Карпенко-Карого «СТО ТЫСЯЧ»

    Цель:   совершенствовать умение школьников писать произведения-раздумья на предложенную тематику, которое охватывает знание учеников знания учеников содержания уже изученных программных произведений художественной литературы, в частности пьесы И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»; развивать творческие способности, наблюдательность, логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать,

    строить собственные заключения, обоснование; мотивировать свои суждения; воспитывать почет к искусству литературного слова, культуры родного края; прививать пунктуальность, интерес к следствиям собственной работы.

    тип урока:      применение знаний и умений.

    Оборудование: портрет И. Карпенко-Карого, библиотечка его художественных произведений, таблица «Требования относительно речи во время написания творческой работы»; совета относительно написания произведения-раздумья

    Ход урока

    І. организационный момент

    II. актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами

    • Для чего обществу нужны деньги?
    • Чему деньги иногда отрицательно влияют на человеческую личность?
    • Какое значение имеют деньги в жизни Герасима Мошны?
    • Не могли бы вы пожертвовать своими деньгами ради других? Ответ мотивируйте.
    • Какие ценности в жизни человека есть кроме денег, богатства, земли? (Жизнь, здоровье, благополучие, благосостояние, искренность, доброта, вежливость, уважение, родственный уют, уважение к окружающим, взаимопонимание)
    • Из-за чего человек ошибается в определении жизненных ценностей?
    • Чему учит вас пьеса И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»?
    • Как пословица «Не имей сто рублей, а одного вторая» созвучное по смыслу с произведением «Сто тысяч»?
    • Чему деньги - это извечная проблема общества? Ответ мотивируйте.

    III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

    IV. основное содержание урока

    • 1. Подготовительная работа к написанию произведения-раздумья

    1.1. Вступительное слово учителя.

    Важной чертой творческой работы есть ее конкретность, поэтому, писать произведение на литературную тему, следует раскрывать ее не общими фразами, а углубляться в анализ эпизодов из художественного произведения, аргументировать свои мысли. Конкретности произведения всегда предоставляют и цитаты. Цитат в письменной работе должны быть немного, они должны быть небольшие, четкие по смыслу и тесно связанные с изложением мыслей.

     В творческой письменной работе необходимо показать свое умение высказывать собственное отношение к прочитанной книге, делать обобщение и мировоззренческие выводы из предложенной темы. Нужно рассказать, что взволновало, вызвало раздумья о жизни, которые общечеловеческие проблемы нарушил художник, которое воспитательное значение имеет прочитанная книга.

    В произведении-раздумье тезис, как правило, содержится в начале высказывания. Но иногда перед ней еще бывает небольшое вступление. Поэтому нужно быть внимательными, формулируя основную мысль.

    В раздумье говорится о причинах признаков и событий. Предложения находятся в отношениях причины и следствия (или обоснование, объяснение мысли, высказанной в другом предложении).

    1.4. Советы относительно написания произведения-раздумья

    • Поймите, осмыслите тему будущего произведения-раздумья
    • На основании заголовка к произведению определите его проблему. Это и будет содержание работы:
    • Сформулируйте тезис, который бы отображал основную мысль произведения.
    • Проиллюстрируйте тезис необходимыми примерами или доказательствами.
    • Выясните последовательность наведения аргументов (доказательств).

     •         Употребляйте вводные слова и словосочетание: по моему мнению, кстати, к сожалению, по-моему, итак, например, таким образом; предложение: «Я считаю», «Мне кажется», которые выступают средствами связи между частями раздумья.

    • Выводы, аргументы (доказательства) старайтесь выделять в отдельные абзацы.
    • Проверьте написанное, исправьте ошибки.

    1.5. Дополнительный материал.

    Основная часть произведения - это непосредственное раскрытие темы. Не следует забывать, что название произведения лейтмотивом проходит через весь текст, логика мышления ученика должна развиваться от конкретной детали к обобщению или наоборот - от общего до конкретного.

    Вступление и выводы могут быть меньшими по объему, но нельзя сокращать основную часть, так как тогда раскрытие темы произведения не будет достаточным.

    2.         Перечень тем, предложенных для написания контрольного

    произведения-раздумья за пьесой И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»

    • «Или успокоился бы Герасим Мошна после приобретения земли Смоквинова?»;
    • «Каким я воображаю будущее Романа?»;
    • «Типичный образ крестьянина-землевладельца»;
    • «И. Карпенко-Карый - мастер сатирического произведения»;
    • «Или все в жизни измеряется деньгами?»;
    • «Хищническая натура Герасима Мошны»;
    • «Губительная власть денег над человеком».

    3.         Написание учениками произведения. Образец творческой работы на тему:

    «Хищническая натура Герасима Мошны»

    Лупи - и дай. И. Карпенко-Карый

    Комедия «Сто тысяч» - один из наилучших произведений И. Карпенко-Карого, в котором он срисовал общественные явления, которые имели место в 80- 90-х годах ХІХ столетия. Сельские богатеи, беспощадно использующие наймитов и бедных крестьян, очень быстро богатели. Они скупали помещичьи имения, отбирали земельные наделы у бедных крестьян, которые попадались к ним в кабалу.

    Главным действующим лицом произведения «Сто тысяч» есть зажиточной крестьянин Герасим Никодимович Мошна, который уже имеет двести десятин земли, тем не менее, все свои силы возлагает на то, чтобы увеличить свои владения. Этот хищник скупает желанную земельку обнищавших крестьян и имения разоренных конкуренцией помещиков. Для него и «бумага» на купчей - «зеленая будто земля, укрытая хохлаткой!.. Ох, земелька, праздник земелька - Божья ты дочечко! - воскликнул он. Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки... Приобретал бы тебя без счета». Его мечта - всю землю вокруг скучить: «Едешь день - чья земля? Калитчина! Едешь два - чья земля? Калитчина! Едешь три - чья земля? Калитчина!.. Дыхание опирает... а скотины, а овец разведу - земля под товаром будет стонать...». На мой взгляд, смысл своей жизни Мошна видит в накоплении земли.

    Герасим Никодимович хочет купить у соседнего помещика Смоквинова 250 десятин земли, но у него не хватает денег. Стремясь быстро разбогатеть, он идет на мошенничество и решает купить у Неизвестного за пять тысяч настоящих денег сто тысяч фальшивых.

    Алчный, скупой Мошна беспощадно использует батраков. Ему все кажется, что батраки мало делают, но очень много спят и едят. Он старается отобрать даже горбушку хлеба у батрака, который в воскресенье шел на работу. Хищник сердит на Копача за то, что тот много ел во время обеда. Он никогда не пьет за собственные деньги, так как «от своей водки в груди пухнет».

    Своего сына Романа он хочет поженить с дочерью большого землевладельца Пузыря, надеясь получить значительное приданое.

    Мошна, по моему мнению, печка, некультурный, необразованный человек. Он деспотически ведет себя со своей женой, бьет ее; на людях притворяется, что относится к ней кротко. Мошенник пренебрежительно говорит о науке, считает, что все ученые глупые, «ободранцы». «Залогов его, - говорит Мошна, - лошадь запрягать, то и не запряжет: он сейчас полезет по книжкам, по тем рихметикам  искать, как это делается».

    Итак, основными чертами его характера есть жадность, скупость, плутовство, лицемерие, деспотизм, невежество. Эти характерные особенности, эксплуататорская суть Мошны ярко оказываются в его языке: «рабочие и собаки на дворе должны быть», «ни мир, ни звезда уже и ешь !»; «обещание - цяцянка, а дураку радость»; «кругом, кругом мое», «бери  и у своего и у чужого», «лупи - и дай»; «деньги всему голова »; «Ой Пузыри! Глядите, чтобы не полопались, а вместо вас Мошну разопрет денежной...».

    И. Карпенко-Карый осуждает хищническую натуру Герасима Мошны, бичует его острым оружием сатир. Все мысли и поступки Мошны направлены на быстрое обогащение, вызывают насмешливый смех.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Контрольное сочинение по пьесе И. Карпенко-Карого «СТО ТЫСЯЧ», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.