Краткий обзор творчества Лермонтова

  

 «Да будет проклято царствование Николая во веки веков, аминь!» - восклицал Герцен (в «Былом и думах» учитель найдет беспощадную и меткую характеристику личности Николая I и его правления). Не случайно именно в это царствование в России были погублены лучшие ее люди, гордость нации - передовая дворянская интеллигенция, писатели, композиторы: это декабристы и среди них Рылеев; Одоевский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Веневитинов, Кольцов, Белинский, Полежаев, Баратынский, Бестужев, Алябьев и др. Но никакая реакция не могла остановить хода истории. В тайных кружках и студенческих аудиториях формировалась новая «фаланга героев». А. И. Герцен писал в книге «О развитии революционных идей в России»: «На поверхности официальной России... видны были только потери, жестокая реакция, бесчеловечные преследования, усиление деспотизма»

Поражает ранняя зрелость поэта и бесстрашие его мысли, что можно легко увидеть в стихотворении «1831-го июня 11 дня». Оно написано, когда Лермонтову было всего 17 лет.. Но он зрело и страстно размышляет о славе и любви, о смерти и бессмертии, о вечном и преходящем. Все стихотворение пронизано духом свободы и жаждой действия, истинно лермонтовским мятежным настроением. Как поэтические формулы-афоризмы, звучат строчки, которые можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова: «Жизнь скучна, когда боренья нет», «Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал», «Всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме»; «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею я свершить чего-то». Уже "здесь возникает и типично лермонтовская мысль о несовершенстве человеческого существования в сравнении с гармоничным миром вечной жизни природы. Характерен для юного Лермонтова интерес к мужественным и смелым людям, которые протестуют против окружающего, готовы бороться за свободу и справедливость, но чаще всего одиноки и не поняты другими. Для раннего Лермонтова характерна повышенная эмоциональность, даже несдержанность чувства. Поэт как будто еще не может отдалиться от него, «объективировать» свое переживание. И чаще всего его стихотворения представляют собой лирические монологи, почти дневниковые записи.

Знакомясь со стихотворениями, все увидят, что в зрелом творчестве поэта лирический монолог, как правило, уступает место «объективированному» выражению чувства, которое не теряет от этого своей страстности, но перестает быть исключительным, делается проще и еще более волнует. Вот, например, стихотворение «Завещание». Оно очень трагично в сущности,; однако трагизм этот не выплескивается через край, целомудрен, сдержан. А как естественно и непринужденно звучит стих, весь построенный на разговорной интонации3. Чтение и тактичное разъяснение отдельных мыслей и особенностей формы этого стихотворения с наглядностью убедит школьников, что творчество Лермонтова с годами становилось все более демократическим и .что в нем утверждался психологический реализм. Но удивительной особенностью этого, поэта было то, что реалистическое понимание явлений жизни и внутреннего мира человека не означало для него отказа от романтических устремлений, повышенной эмоциональности, «субъективности». Творческий путь Лермонтова не был, как у Пушкина, преодолением романтизма во имя „реалистического изображения действительности. Реализм и романтизм сосуществовали в его творчестве, не мешая, а взаимно обогащая друг друга. Создав реалистический роман «Герой нашего времени», Лермонтов не оставил мысли о романтической поэме и в 1841 году еще думает о Демоне - образе, томившем с юности его воображение. В «Сказке для детей» он так пишет о нем:

  • Мой юный ум, бывало, возмущал
  • Могучий образ; меж иных видений,
  • Как царь, немой и гордый, он сиял
  • Такой волшебно-сладкой красотою,
  • Что было страшно
  • и душа тоскою Сжимался...

Поэму «Демон» он несколько раз переделывал, но при жизни так и не отдал в печать. Каков же этот «могучий образ»? Демон - сильное, гордое существо, не примиряющееся ни с богом, ни с людьми. Он царь свободы, бунтарь, не принимающий ничего и готовый все разрушить. Дух протеста, свойственный Демону, презрение его к ничтожеству земли вызывали глубокую симпатию читателей, не мирившихся с убогой действительностью. Эти же качества поэтического образа Демона обусловили бессмертное значение поэмы, в которой чувствовалась «с небом гордая вражда» самого Лермонтова. Но сильный и гордый Демон бесконечно одинок. Устав от одиночества, он ищет спасения в любви к Тамаре. Однако его любовь приносит Тамаре гибель, потому что, опустошенный постоянной ненавистью и презрением, Демон не может. Возродиться для добра. И вновь он оказывается «один, прежде,  во вселенной,  без упованья,  без любви».

Судьба Демона была символически обобщенным художественным выражением того одиночества, на которое николаевская система обрекла лучших людей времени. И все-таки, искренне сочувствуя своему герою, любуясь им, Лермонтов видит ущербность Демона. Демон клянет и ненавидит все, не имеет никакой цели, никакого идеала, и потому его отрицание бесплодно, оно не может принести удовлетворения и счастья. Показывая трагическое   одиночество  утратившего   всякую   веру  в  добро Демона, Лермонтов утверждает необходимость для человека положительных устремлений, идеала. В этом отношении Демону противостоит Мцыри - подлинный герой Лермонтова, живущий мечтой о свободной жизни, за которую он готов бороться и даже погибнуть.

В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов выразил отношение передовой части русского общества к гибели Пушкина и его убийцам. С этого времени он стал крупнейшим поэтом России. Каждое новое его произведение находило отклик у читателей. Писал ли он обличительные стихотворения, направленные против светского общества, против законов рабства («Прощай, немытая Россия», «Умирающий гладиатор», «Как часто, пестрою толпою окружен» и др.), раздумывал ли со скорбью о судьбе своего поколения («Монолог», «Чаша жизни», «Дума», «И скучно и грустно»), тосковал ли от сознания одиночества и невозможности счастья («На севере диком», «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и др.), воспевал ли чистых сердцем людей («Памяти А. И. Одоевского», «Я, матерь   божия»,   «Ребенку»  и  др.) - везде   современники узнавали свои чувства, страдания, думы. Лермонтов передал переживания передовых людей, которые задыхались в последекабрьской России, сознавали свою разобщенность с народом и начинали искать пути сближения с ним.

Он обнажил для всех трагизм существования человека, лишенного возможности действовать в сложившихся условиях и не умевшего найти выход. И он же воспел счастье свободной жизни, радость борьбы за нее, громко высказав ту жажду действия, которая была свойственна лучшим людям переходной эпохи и отражала страстную потребность свободы, испытываемую народом. Творчество Лермонтова оказывало революционизирующее влияние на русское общество, убеждало в непримиримости поэта к николаевской действительности. Царский двор и правящая клика великолепно понимали это, и судьба Лермонтова, как и судьба всякого свободомыслящего человека в России 30-х гг., не могла не оказаться трагичной.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: