Кто такой все же Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

  

Хлестаков - вовсе не порхающий с цветка на цветок мотылек. Уже в первой встрече с отцом города он, по-детски беспомощный, одновременно суров, непреклонен и иронически проницателен. Во всем хочет видеть он заднюю мысль. Ему грезятся ловушки, подвохи, а то и покушения на него. Хлестаков усвоил тон, нравственный голос века, который «шествует путем своим железным». Этот взрослый младенец по-настоящему страшен: ровен, спокоен, холоден, настороженно подозрителен; причем всеми этими свойствами обладает не он, а мир, посланцем которого он себя чувствует и тенденции развития которого он отражает с бездушием зеркала.  Образ Хлестакова таинственно многозначителен. Разумеется, пустили бы и на порог грозного штаба корпуса жандармов, III отделения собственной его величества канцелярии. всей тупости, присущей жандармам, в III отделении, надо в людях все-таки разбирались; и ни малейших надежд на карьеру в столице у Хлестакова, разумеется, не было. Столица отторгла его, успевши, однако, наложить на него отпечаток нового стиля государственной жизни.

В «лирических» сценах комедии Хлестаков так же холоден и жесток, как и в «политических»: тоже имеет свои пригорки, ручей' под сень струй». Даже стоя на коленях, говорить как бы свысока, слегка иронически, небрежно цедя слова: оказавшись в голубом царстве чувствительных идеалистов, он удостаивает их общ гнием с изъясняется в их понятиях. Он снисходит до них. Сам же он холоден, неуловимо высокомерен и зол. Небрежно зол. Испарилась расплывчатая доброта городничего. Его голубые мечты об украшенном памятниками правлении не состоялись. Раздвоенная совесть породила лжебога; и дух какого-то холодного зла залетел в неведомый городок.

Хлестаков младенчески слеп, и лишь Осип открывает ему глаза на истинное положение вещей. Зато уста Хлестакова неизменно отверсты, и вообще он являет собою какой-то разросшийся рот: он говорит и ест, ест и говорит. Он по-своему красноречив. Говорить для него - искусство. А искусство устной речи начинается с простейшего: с соотнесения смысла слова, его значения с интонациями, которые по отношению к значению слов активны настолько, что одному и тому же высказыванию они могут придать прямо противоположный смысл. Слово без интонаций бесцветно; именно интонации окрашивают его, делают его красным, делают выразительным. И Хлестаков красноречив, этого у него не отнимешь. Красноречие и косноязычие... На одном полюсе комедии - устрашающий монолог, многозначительные намеки, имитированный лирический экстаз. На другом - звук, похожий на «и» и немного на «е» «ииие» (звук, конечно, тоже интонирован; и может статься, что интонации бедного Христиана Ивановича неуместны, нелепы: невпопад восторженны, бравурны или, напротив, замогильно тягучи). А в конце пьесы - и вообще ни слова, полная немота, как бы живописная или скульптурная группа, явленная в безмолвии. Красноречие Хлестакова, косноязычие Христиана Ивановича и всеобщее безмолвие - на этом своеобразном треугольнике, на трех типах речи строится «Ревизор».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: