• Лермонтов. «Из Гете»

    Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, его произведением; с понятием «эпитет»; развивать навыки вдумчивого и выразительного чтения поэтических произведений, их анализа, умение сравнивать и сопоставлять, отличать художественные приемы и средства; воспитывать любовь к природе, к художественной литературе, эстетичные вкусы.

    Оборудование: портрет писателя, сборники его произведений; пейзажные картины. Теория литературы: лирический стих, образы, пейзаж, звукоописание, эпитет.

    Ход урока.

    I. Мотивация учебной деятельности школьников.

    - Древнегреческого поэта Алкмана, немецкого мастера поэтического слова и. В. Гете и русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова разделяют столетия. Но в их произведениях много общего. А почему? А потому, что для настоящей поэзии не существует границ, связанных со временем, местожительством, национальностью. Всех людей соединяла и соединяет вечная и нетленная красота. И самым счастливым является тот человек, который умеет постигнуть ее сердцем и душой, воспеть в поэтических строках. Наверное, именно о созерцании природы писал Алкман:

    «Счастливый тот, кто благоразумно, без слов, проводит свой век» (без слов - без шума, славословия, восхваления).

    II. Объявление темы и цели урока.

    III. Актуализация опорных знаний.

    1. Выразительное чтение стихов Алкмана, Гете (по желанию - рассказ наизусть).

    2. Высказывание своих суждений о пейзажных поэтических зарисовках, о роли красоты природы в жизни человека.

    3. Образование логических пар из стиха Алкмана «спят все верховины...».

    4. Поисково-исследовательская задача.

    Статичность или же динамизм пейзажа в произведении создают глаголы. Выпишите все глаголы из стиха Алкмана и из стиха Гете, сделайте вывод. Вывод. Стих Гете более динамический: в нем больше глаголов, особенно тех, которые означают движение, а не состояние.

    IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    1. Слово учителя.

    - Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одаренным и просвещенным человеком. Он чудесно рисовал, играл на скрипке, писал стихи. У него было сложное детство (вражда бабушки с отцом, потеря матери). И вдобавок ему самому судилась короткая жизнь. Лермонтова часто сравнивают с ярким метеоритом, который неожиданно появился на небосклоне русской литературы и внезапно исчез, оставив потомкам свои замечательные произведения. Среди них - «из Гете».

    2. Выразительное чтение стиха М. Лермонтова «Из Гете» учителем в переводе Т. Масенко и на языке оригинала.

    (Для тех, кто работает с учебником «Зарубежная литература» Е. Волощук:

    Из Гете.

    Темная ночь легла; На верховине Кроткие долины Укрыла свежая мгла; не курят дороги, Листва не дрожит... Сможешь от тревоги Скоро и ты почить! М. Лермонтов, перевод Т. Масенко.

    3. Обмен впечатлениями о прочитанном.

    Понравился ли вам стих? Чем именно?

    Чем похож этот стих на поэзии Алкмана и Гете, чем отличается? (Изображением ночного горного пейзажа похожие, особенно с Гете; у Лермонтова и Гете разные детали: у первого - долина, дорога, листва; у второго - птичий шум, шум бора).

    Сохраняется ли дух, настроение произведений в этих трех поэзиях? (Да, это - покой, ощущение величия природы, осознание себя ее частью).

    4. Слово учителя.

    — Для того, чтобы ярче описать предмет, понятие, явление, дать им точную, образную характеристику, писатели употребляют прилагательные — художественные определения, которые называются эпитетами (вспомните сведения из украинской литературы). Записи в литературоведческие словарики. Эпитет - это художественное определение.

    — Эпитеты нужно отличать от обычных прилагательных — определений, которые просто характеризуют предмет, указывая на его форму, размер, цвет, материал или свойства. Например, мягкая (игрушка) - обычное прилагательное-определение, а мягкое (сердце) - эпитет; так же взрослый (мальчик) - взрослый (поступок); хищные (звери) - хищные (когти).

    5. Выполнение задач поисково-исследовательского характера.

    Выпишите эпитеты и обычные прилагательные-определения из стихов Алкмана, Гете и Лермонтова, сравните их, определив, добавляют ли они произведению новые оттенки значений.

    Ожидаемые выводы:

    — Художественные средства в стихе Алкмана создают немного отстраненный от человека и страшноватый, даже немного жуткий пейзаж (обрывистые скалы, пропасть, норы, хищные звери, пущи, страшило в глубинах).

    — В стихе Гете эпитетов мало, но ночной пейзаж более кроткий благодаря уменьшительно-ласкательному слово «ветерок», словосочетанию «птичий грай» в значении «птичьи игры, шум».

    — В поэзии Лермонтова ночной пейзаж дышит величием и кротостью; тишина звенит. Это впечатление создается с помощью двойного возражения («не курят дороги, листва не дрожит»). «Желательный покой, отдых такой близкий!» - убеждает нас автор.

    6. Слово учителя.

    — Ночной пейзаж, который появился из-под пера сначала Алкмана, а потом Гете и Лермонтова, захватил еще одного русского поэта — Иннокентия Федоровича Анненского ( 1855-1909). Итак, для полноты впечатления прочитаем и это произведение. (Для тех, кто работает с учебником «Зарубежная литература» Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко):

    Над высью горной - Тишь. В листве, уж черной, Не ощутишь Ни дуновенья. В чаще затих полет... О, подожди мгновенье - Тишь и тебя возьмет. И. Анненский.

    7. Слово учителя.

    — Как вы, наверное, заметили, общими образами для всех стихов, с которыми мы познакомились, являются образ тишины, покоя, величественных горных вершин. Природа, будто живое существо, спит, дрожит, спит. Такой прием «очеловечения» называется персонификацией (вспомните сведения из украинской литературы). Записи в литературоведческие словарики. Персонификация (олицетворение) — уподобление безжизненных предметов или явлений природы человеческим качествам. Это один из видов метафоры.

    V. Закрепление знаний, умений и навыков.

    У известного русского поэта В. Жуковского есть сказка «Спящая красавица». Вот как там описывается сон царя Матвея и его царства:

    «Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицей заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корма не едят,- Кони сном глубоким спят. И огонь, обнятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Сбившись клубом, Сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном».

    - Чем отличается этот сон от того, который изображен в стихах Алкмана, Гете, Лєрмонтова, Анненского? (В пейзажных стихах о горных вершинах сон естественный, с обычным, закономерным пробуждением; у В. Жуковского же - волшебный, следствие ворожбы и мести, его может развеять только чудо).

    VI. ДОмашняя задача.

    Научиться выразительно читать, анализировать стих М. Лермонтова «Из Гете», выучить наизусть (по желанию, с учетом того, что по программе изучается наизусть лишь один стих о природе по выбору ученика); сделать иллюстрации.

    VII. Итог урока.

    Интерактивное упражнение «Микрофон».

    Продолжите фразу:

    • Поэзия для меня...

    • Больше всего мне понравилось...

    • Мне хотелось бы...

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Лермонтов. «Из Гете», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ