• Леся Украинка «Как ребенком, бывало…», «Тишина морская»

    Цель: продолжить знакомить учеников с поэтическим творчеством Леси Украинки, связывая ее с биографией писательницы; проанализировать, выясняя идейно-тематическое направление, художественные особенности поэзий «Как ребенком, бывало...», «Тишина морская»; развивать культуру связной речи, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выразительно читать поэтические произведения; обобщать, систематизировать выводы; активизировать словарь учеников; воспитывать чувство уважения к творчеству Леси Украинки; стоические черты характера (мужество, целеустремленность, настойчивость); прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: усвоение новых знаний.

    Оборудование: портрет Леси Украинки, фотокарточки музея поэтессы в Ялте, библиотечка произведений писательницы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Литературная викторина с вопросами:

    1. Родилась Леся Украинка на... (Волыни).

    2. Сколько лет было будущей поэтессе, когда она маленькой написала содержательное письмо своему дяде Н. Драгоманову? (5 лет).

    3. Когда еще Леся не умела читать, произведения каких писателей отец учил ее говорить за ним? (Басни Л. Глибова, сказки А. Пушкина).

    4. Какие произведения любимейшими были для Леси с того времени, когда она научилась читать? (Т. Шевченко, украинские народные сказки, греческие мифы, книжки об удивительных путешественниках).

    5. В какое чудесное существо из рассказов мамы поверила Леся ? (Мавку).

    6. В детстве будущая писательница наиболее любила... (Петь и танцевать).

    7. Сколько лет было Лесе, когда она начала литературную деятельность? (Девять).

    8. Первый стих Леси, посвященный тетке «Эли» (О. Косач), которая была сослана в Сибирь за политические взгляды, имел название... («Надежда»).

    9. Когда Лесе было тринадцать лет, появился ее первый печатный стих ... («Ландыш»).

    10. Как подписывала мать стихи тринадцатилетней Леси, отсылая их в печать в Галицию? (Леся Украинка).

    11. Душой родственных литературных и народных праздников семьи Косачей всегда была Леся, где ей отводилась роль... (Сценариста, режиссера, костюмера).

    12. В какие городам ездила писательница на лечение? (Одессу, Ялту, Евпаторию).

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    III. Проверка домашней задачи.

    Выразительное чтение наизусть поэзии Леси Украинки «Как ребенком, бывало...». Определение наилучших исполнителей поэзии.

    IV. Основное содержание урока.

    Ни о чем не беспокоиться - значит не жить, а быть мертвым.

    Г. Сковорода.

    Пусть я гибну, и пусть сияет мило,

    Над людьми солнце правды и надежда.

    Леся Украинка.

    1. Анализ поэзии Леси Украинки «Как ребенком, бывало...».

    1.1. Тема: болевые переживания поэтессы по поводу собственного здоровья; старание героини бороться через силу с болезнью, которая ее постигла в детстве.

    1.2. Идея: прославление силы воли, терпимости, настойчивости девочки в борьбе со своей болезнью.

    1.3. Основная мысль: только сильный духом человек способен преодолеть любые трудности.

    1.4. Беседа с вопросами для обсуждения содержания поэзии:

    • Вследствие чего героиня произведения страдает, терпит тяжелые мучения?

    • Почему на вопрос «Что болит?» героиня не сознавалась в собственных страданиях?

    • А вы умеете терпеть даже тогда, когда это невозможно?

    • Какие черты характера присущи девушке? (Сила воли, мужество, терпимость, выдержка, высокомерие, умение преодолевать любые препятствия).

    • Объясните строку из поэзии: «...плачу я, чтобы не смеяться?».

    • Какая связь этой поэзии с другими, уже изученными произведениями Леси Украинки?

    1.5. Художественные особенности поэзии:

    • риторический вопрос: «Что болит?»;

    • метафоры: «боль доходила», «сорваться может...эпиграмма»;

    • эпитеты: «злая шутка», «эпиграмма острая, злобная».

    2. Обработка произведения Леси Украинки «Тишина морская».

    2.1. Выразительное чтение поэзии.

    2.2. Тема: изображение сказочной красоты морской тишины, когда в море едва шумят волны и сияет солнышко.

    2.3. Идея: возвеличивание приятного чувства душевного комфорта, наслаждения от хорошей погоды на море.

    2.4. Основная мысль: приятная погода благоприятно влияет на внутреннее состояние человека, его настроение.

    2.5. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Какую картину увидела героиня произведения через окошко? Выразительно прочитайте. («Ясное небо, ясное море, ясные тучи, ясное солнце»).

    • Всегда ли на море бывает тишина? С чем связаны изменения погодных условий на море?

    • Как в поэзии описаны обворожительность движения лодочки по морю, озаренному солнцем?

    • О чем свидетельствует желание поэтессы отправляться в морское путешествие? Любите ли вы путешествовать? Почему?

    • Какие черты характера присущи героине произведения? (Чуткая, душевная, богатая, целенаправленная, свободолюбивая, умеет противостоять трудностям и преодолевать их, любит природу и захватывается ею);

    • Почему героиня произведения не боится трудностей во время странствия? Как это ее характеризует?

    • С помощью каких эпитетов изображается красота природы, ее обворожительность и сказочность?

    • А знаете ли вы о пользе морской воды, воздух? Продемонстрируйте собственные знания по этому вопросу.

    • Прокомментируйте последнюю строфу поэзии.

    2.6. Художественные средства поэзии.

    • повторение: «едва»;

    • риторические оклики: «Что случайно ненастье в мире!»; «Золотым путем поплыть!»;

    • эпитеты: «время горячее», «ясное небо, море, тучи, солнце», «золотистая голубизна», «тихий плеск», «тучка жемчужная», «тропа золотистая», «искреннее золото», «золотой путь»;

    • метафоры: «колышет море волны», «вьется тропинка», «золото спадает», «путь, которое проложило солнце».

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач «Как ребенком, бывало...».

    1. Какое время из своей жизни вспоминает Леся Украинка в поэзии?

    а) период обучения в гимназии; б) детство; в) пребывание на лечении в Ялте.

    2. Почему героиня не сознавалась никому о своей боли?

    а) Была гордой; б) боялась врачей; в) не хотела наносить хлопоты родителям.

    3. Чтобы не плакать, девушка: а) смеялась; б) развлекалась играми; в) вышивала крестиком.

    4. Какое художественное средство использовано поэтессой в строке: «То хотя в сердце боль доходила»?

    а) эпитет; б) аллегорию; в) метафору.

    «Тишина морская».

    1. С помощью какого прилагательного характеризуется «время горячее полуденное»?

    а) прекрасный; б) замечательный; в) ясный.

    2. О чем не слышно в «стране света»? а) о ненастье; б) затмении солнца; в) жестокость и зло.

    3. Продолжите строку: «Колышет море...»: а) лодку; б) чайку; в) волны.

    4. Какие художественные средства использовала поэтесса в строке: «Вьется тропинка золотистая»?

    а) Аллегорию и метафору; б) метафору и эпитет; в) сравнение и эпитет.

    5. Какое желание было у поэтессы?

    а) нарисовать красоту солнечной погоды на море;

    б) отправиться в путешествие по морю;

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Леся Украинка «Как ребенком, бывало…», «Тишина морская», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.