• Леся Украинка «Лесная песня»

    Цель:  раскрыть глубину драмы-феерии «Лесная песня»; проанализировать проблематику произведения и образы-персонажи; научиться противопоставлять свободную, красивую, духовно богатую жизнь человека будничному прагматизму, мелочности; побуждать к высшему, благородному, воспитывать бережное отношение к природе, ощущать ее красоту; обогащать красоту человеческих взаимоотношений.

    Тип урока: урок-праздник души, который оставит глубокий след в юных душах.

    Оборудование: портрет Леси Украинки, тексты произведений, фотографии дома Леси в Ялте, первая декорация — ветвь с листочками (мир природы), вторая декорация - дом с рушниками (мир людей).

    Нет! Я живая! Я буду вечно жить!

    Я в сердце имею то, что не умирает!

    Леся Украинка.

    Ход урока.

    І. Установочно-мотивационный блок.

    1. Психологическая установка, внутренняя мотивация учебно-развивающей деятельности учеников.

    Звучит отрывок из песни «Волшебная скрипка».

    Учитель

    Села птица белокрылая на тополь, Село солнце свыше вечера за поля, Полюбила, полюбила я до боли Молодого, молодого скрипача. Шла к нему, будто лунная царевна, Шла к нему, будто к марту весна.

     

    И не знала, что и музыка волшебная Не для меня, а для другой эхо...

    Украинская песня о любви... В день Святого Валентина, День влюбленных, я желаю вам любви, но не такой, как солнце, так как солнце заходит; не такой, как месяц, так как месяц садится; не такой, как ветер, так как ветер гуляет; а такой, как небо, так как небо бескрайнее.

    Посмотрите друг на друга и подарите улыбку и сердечко, которое лежит у вас на парте, чтобы судьба вам улыбнулась и любовь к вам пришла. Какими вы представляете влюбленных? (Ученики отвечают.) Благодарю. Итак, это ваши мысли о любви, а вместе мы определим драму любви главных героев поэмы Леси Украинки «Лесная песня».

    II. Объявление темы, цели и задач урока.
    Мотивация учебной деятельности учеников.

    Словарная работа.

    На доске слова: драма-феерия, проблематика, Мавка. На парте у вас лежит лист с подсолнечником, с другой стороны листа напишите: на уроке я:

    • узнал... 
    • понял... 
    • научился... 

    В конце урока заполните эту табличку.

    «Лесная песня» - это произведение необыкновенное и по форме, и по смыслу, и по влиянию на читателя. Много интересного можно узнать из него, но мы рассмотрим сегодня один важный вопрос: о духовном и материальном в жизни человека.

    —  Почему именно «Лесная песня»?

    Это песня леса, а не о лесе, песня создана в лесу. Мелодию этой песни составляют лесные жители. Песня - это душа человека, итак, какие миры объединены в произведении?

    Мир людей         Мир природы

    А шире        реальный             фантастический

    Нет, дорогой, я тебя не упрекаю,

    а только грустно,

    что не можешь ты

    своей жизнью к себе приравняться.

    —  О ком Мавка сказала эти слова? Как вы понимаете содержание выражения?

    III.  Постановка проблемного вопроса, логика решения.

    В этом произведении есть две группы людей и их жизнь:

    1)    Свободная, красивая, духовно богатая.

    2) Будничная, бездуховная, мелочная.

     

    По этим признакам давайте поделим персонажей:

    1) В первую группу...

    2) Во вторую...

    Лукаш - это человек, который живет в неволе, он не может себя реализовать, своей убогой, нуждающейся жизнью к себе приравняться. Сможешь ли это ты, современный юноша?

    Мир людей и мир природы взаимосвязаны, должны жить в гармонии. Природа дает человеку вдохновение, жизнь, человек должен оберегать природу.

    Жанр произведения «Лесная песня» определила сама Леся Украинка, так как готовилась она его писать целую жизнь.

    Фольклор на Волыни, где выросла Леся Украинка, вводил впечатлительную девочку в необыкновенный химерический мир украинской мифологии с ее мавками, перелесниками, русалками. Маленькая Леся так поверила в существование лесных существ, которые тайно ночью, побеждая страх, бегала в лес и там искала мавку. В последний год жизни Леся вспоминает:

    Давно, в детский дорогой возраст, В далеком родном крае Я слышала сказку, слышала раз, А я и до сих пор помню...

    Так что же это за сказка? (Звучит песня о Лукаше и Мавке на слова и музыку ялтинских студентов, записанных на диск). Текст песни:

    •  
      •  
        •  
          • Рассвет отразился от чистого плеса,
    • Утонул в глазах в маленькой Леси.
    • Из того рассвета родилась Мавка
    • И мальчика встретила себе игрушку.
    • Припев:

     

    • Припев:
    • Лукаш, Лукаш, как солнышко сияет Поверь, что на свете несчастья нет, есть радость, есть утеха от рассвета до рассвета, есть песня веселая, есть наша любовь. И домашнему духу на воле не жить. Недолго, Лукаш, сумел ты любить. А слово короткон сердечко режет, Под корень топор вербочку рубит.
    • Лукаш, Лукаш, открой свои глаза, Кто упасть боится - взлететь не сможет Ни ясный день, ни темная ночь, - А только любовь тебе поможет. Издалека сентябрь тихо пришел, Он печалью осенней спеленал горную долину.

     

    •  
      •  
        •  
          • С шуршанием листвы укрывает поляну - Это тихо шепчет Мавка...
    • Припев:
      •  
        •  
          • Лукаш, Лукаш, неужели ты не слышишь, Я песней стала, что душу лечит. Когда заболеет, запей ее потихоньку, - В землю пойдет твое горе и бедствие!
          • Лукаш, Лукаш, весеннего дня Край нашего поля расцветет калина. Не трогай, не ломай, пусть цветет, Тебе напомнит о нашей любви!
            • (Ансамбль «Волшебное пение», г. Ялта).

    Это не сказка, а высокая трагедия. Философское произведение, которое утверждает большие вечные истины, дает ответы на вопросы, которые испокон века волновали и волнуют человечество. Какие это вопросы?

    Дети отвечают:

    1.  В чем смысл человеческой жизни? Когда она может считаться полноценной?

    2.  Какая она, настоящая любовь?

    3.  Роль искусства в жизни и ее источники.

    4.  Человек и природа. Взаимосвязь между ними.

    Это и есть проблемы произведения, ответы на которые может дать тот, кто вдумчиво прочитал произведение, сердцем и умом углубился в содержание.

    1.   Работа с книгой.

    Найдите и зачитайте строки, которые больше всего отвечают на эти вопросы, проблемы? (Дети зачитывают в ролях отрывки произведения, которые им больше всего нравятся, и отвечают этим на проблемные вопросы).

    2.   Тестовый контроль.

    Кто из героев драмы-феерии «Лесная песня»...

    1. …Не дал срубить дуб, хотя за него купцы давали деньги немалые?

    2. …Замечательным пением нежной свирели пробуждает от сна красавицу Мавку?

    3. …Не имеет воли своей жизнью к себе приравняться?

    4. …Царевна лесная с богатой душой и сердцем, преисполненным надежды и любви?

    5. …Поранила серпом умышленно руку, чтобы не губить красоты Русалки Полевой?

    6. …Лукавая, будто выдра, и хищная, будто рысь?

    7. …Для увеличения хозяйственных богатств пренебрегает чувством сына, который пылко полюбил лесную царевну?

    8. …Хотя водного рода, тем не менее, неверный и лукавый имеет характер?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Леся Украинка «Лесная песня», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.