Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > Литература родного края. К. Перелесная «Три правды»


     
  • Литература родного края. К. Перелесная «Три правды»

    Цель: продолжить знакомить школьников с жизненным и творческим путем писателей родного края, среди которых — Екатерина Перелесная; проанализировать ее произведение «Три правды», исследуя его проблематику, идейное содержание; развивать память, внимание, наблюдательность, умение логически мыслить, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдательность; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Екатерины Перелесной, художников родной Харьковщины, чувство любви к художественной литературе; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет Екатерины Перелесной, библиотечка произведений писателей Харьковщины; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    • Назовите известных писателей Харьковщины. Чем они вам запомнились?

    • Для чего мы должны знать художников родного края?

    • Что вам известно о сказке как художественном жанре? Чему они учат читателя?

    • Назовите особенности народной сказки. Чем народная сказка отличается от литературной?

    • О чем писали и пишут мастера слова Харьковщины? Задача: подберите к слову «правда» синонимы и антонимы.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

    IV. Основное содержание урока.

    • Жизнь прожить - не поле перейти. Народная мудрость.
    • Лишь бороться - значит жить. И. Франко.

    2. Обработка произведения Екатерины Перелесной «Три правды».

    2.1. Выразительное чтение произведения, пересказ отдельных интересных для учеников эпизодов.

    2.2. Тема: изображение путешествия-поиска братьями – князьями трех правд.

    2.3. Идея: возвеличивание всепобеждающей силы добра, справедливости, стремления пожертвовать собственной жизнью ради других (братья); осуждение коварства, измены, всего безобразного, мелочного, плохого (урод, горный царь, татарский хан).

    2.4. Основная мысль: только тот может быть настоящим руководителем своей страны, кто ее любит и уважает народ, способен отдать за него даже свою кровь, свою жизнь.

    2.5. Композиция. Экспозиция: «...жил князь в войнах и в походах, а дома в работе и

    в хлопотах»; безопасная жизнь сыновей князя.

    Завязка: брать – князья отправляются в путешествие по миру на поиски трех правд.

    Развитие события: преодоление препятствий братьев в стычке с уродом, горным царем, татарским ханом.

    Кульминация: братья доказали свою верность, неподкупность, искренность отцу, народу, стране.

    Развязка: «Стали братья после этого вместе с отцом княжить счастливо и мудро».

    2.6. Жанр: сказка социально-патриотичного направления.

    2.7. Сюжет произведения.

    У князя было двое сыновей, которые, будучи уже взрослыми, безопасно проводили время. Не нравилось это отцу, и решил он выдвинуть им такое условие: отгадать три правды (дать ответы на три вопроса). Чтобы найти разгадки, братья вынуждены были отправиться в путешествие. Им необходимо было предоставить отцу ответ на такие три вопроса:

    • Чей дом наилучший?

    • Кому нельзя говорить правды?

    • Кто хозяин княжеской крови?

    Странствуя, братья преодолевают всяческие препятствия, встречаясь с уродом, горным царем, татарским ханом. Жертвуя своей жизнью, они везде помогают бедным, несчастным, пленным... В это время они закаливаются, делаются мужественными, ответственными, добрыми, чуткими, чего не было в них раньше, а также находят ответы на вопросы отца.

    Итак, они такие:

    • «Свой дом наилучший».

    • «Хоть какие мучения терпи, врагу правды не говори».

    • «За народ свой всю кровь отдай, так как он хозяин твоей крови».

    Вернувшись домой, сыновья счастливо зажили со своим отцом.

    2.8. Особенности сказки.

    • число «3» (три правды, три врага);

    • композиция (введение, основная часть, вывод);

    • фантастические события (чары злого урода; колдовство старой бабушки; горох, окропленный кровью братьев, делается кораллами);

    • герои сказочные (князь, его сыновья, старая бабушка, урод, горный царь, татарский хан).

    2.9. Проблематика произведения.

    • Ответственность за судьбу других.

    • Родители и дети.

    • Добро и Зло.

    • Красивое и безобразное.

    • Человек и общество.

    • Верность и измена.

    2.10. Обсуждение содержания сказки с вопросами:

    • О каких временах идет речь в сказке? («Было это очень давно, еще в те времена, когда на нашу Украину злые татары нападали, города и села грабили, а людей несчастных в плен забирали, на тяжелые мучения, в злую неволю»).

    • Каким в произведении изображен князь? («...Умный и храбрый... имел двух сыновей... любил своих детей, еще больше любил свою страну, свой народ. Ночей недосыпал... и все о добре своих людей заботился»).

    • Почему князь был недоволен своими сыновьями? («Выросли они в отцовском дворце, в роскоши и покое, бед не знали и ни о чем не думали, лишь себя развлекали. Любили по лесам и степям за диким зверем охотиться, хорошо одеваться, вкусно поесть и сладко поспать. Любили зачастую к соседним князьям ездить в гости, подарки  им дорогие возить. Учились князья чужими языками говорить так хорошо, что и сами этим гордились, а свой родной язык забросили»).

    • Чем объяснить решение отца предложить сыновьям отправиться в путешествие? Какие задачи он им предоставил? («Чей дом наилучший? Кому правды нельзя говорить? Кто хозяин моей крови?»).

    • Почему сыновья не смогли дать ни одного правильного ответа на вопросы отца, которые казались им чудными?

    • Как князья во время путешествия воспринимали окружающий их мир, людей?

    • Исследуйте, как разнообразные испытания во время путешествия повлияли на характер, поведение сыновей?

    • Почему князяь позавидовали медведю?

    • Опишите встречу братьев с уродом.

    • Каким образом князья одолели злого волшебника? Как они отнеслись к людям, которые находились в плену урода?

    • Какое впечатление оказала на братьев старая бабушка? Можно ли ее противопоставить другим фантастическим героям произведения?

    • Почему братья не подверглись увещаниям горного царя? Что для них был праздник святых?

    • Как вели себя братья, находясь в плену у татарского хана? В чем проявилось коварство хана?

    • Чем похожи между собой урод, горный царь, татарский хан?

    • Почему братья не побоялись пожертвовать своей жизнью ради других?

    • О чем свидетельствует счастливое окончание сказки? Чему она учит?

    • Можно ли связать эту сказку с реалиями нашего времени? Каким образом?

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач.

    1. События в сказке происходили во времена, когда:

    а) на Украину татары нападали; б) создавалась Земля; в) еще люди писали на бересте и пергаменте.

    2. Народ уважал своего князя за то, что он:

    а) имел много денег; б) заботился о них; в) был знатного рода.

    3. Могущество князя проявлялось в:

    а) войске; б) колдовстве; в) умении налаживать контакты с другими государствами.

    4. Чего не любили делать сыновья князя:

    а) по лесам и степям за диким зверем охотиться; б) ездить в соседние государства; в) обрабатывать овощи и присматривать скот.

    5. Князья волновался за своих сыновей, так как они:

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Литература родного края. К. Перелесная «Три правды», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ