Литература родного края – Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы

Литература родного края - один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета литературы как вида искусства. Цель курса - приобщить учеников к лучшим приобретениям литературы родного края в контексте украинской классической и современной, а также европейской литератур; пробудить патриотические чувства, лелеять свободную, раскрепощенную личность, которая умеет самовыражаться, уважает историческое прошлое и настоящее региона.

Концепция программы состоит из шести компонентов: методологического, воспитательного, дидактичного, технологического, методического, научно литературоведческого.

Методологические принципы программы заключаются в гуманизации национального образования, в личностно сориентированном подходе, который будет способствовать активному становлению национально сознательной личности. Система литературного образования в курсе регионального компонента даст возможность на личностном уровне (в зависимости от исторического прошлого, настоящего, от жизненного и сенсорного опыта каждого ученика, его читательских интересов) воспринять конкретные художественные произведения земляков и глубинно почувствовать собственную принадлежность к своему роду, народу, украинской нации.

Всю систему литературного образования и курс литературы родного края в частности, следует выстраивать с учетом специфики литературы как вида искусства, которое несет мощный заряд позитивной духовной энергии и способна заинтересовать юного современника приобретениями земляков, убедить, что литература родного края способна быть искусством слова.

Курс нынешнего образования на личностную ориентацию предопределяет своеобразие воспитательного аспекта предложенной концепции литературы родного края, которая, кроме того что дает знания и формирует читательские вкусы, в то же время воспитывает гражданина-патриота Украины, любовь к родителям, своему городу, селу, улице, односельчанам, землякам и их культурно-художественным приобретениям. И тот литературный путь от семьи к Родине должен формировать личность, способную сохранить и продолжить украинские культурно-литературно-исторические традиции предков, чтобы достойно войти в европейское и мировое сообщество, быть открытой для других культур и способной к обогащению собственной духовности.

Поэтому отбор художественных текстов для изучения проводится так, чтобы ученик-читатель увидел красоту жизни даже в будничном, заинтересованно и толерантно отнесся ко всем ее проявлениям. Произведение должно воодушевить школьника настроением веры и надежды, радостью от того, что он пришел в этот мир для полноценной духовной жизни.

Современные педагогические технологии дают возможность выбрать методы и приемы, адекватные учебному материалу, - художественным произведениям о родном крае. Учебная технология может быть реализована на смысловом и процессуальном уровнях, где первый предусматривает целые науки, содержание учебного материала, а второй - формы, средства, методы учебы, организацию и руководство, учебно-познавательный и воспитательный процесс. Но возможен вариант, когда учитель к формам учебы добавляет содержание и методы или к методам - формы и структурные компоненты - учебные ситуации.

Педагогическая технология близка к отдельной методике. Подпочвой методического аспекта - диалог и полилог с произведением, автором, с ровесником, с учителем, с прошлым и настоящим города или села. Здесь нужно, кроме соблюдения технологичности изучения курса, предусмотреть использование контекстуальных связей с произведениями государственной программы, наглядных средств учебы, которые помогут ввести учеников в эстетично художественное пространство региона. Важно, чтобы состоялся полилог между читателем - произведением - автором, чтобы школьники постигли художественную реальность, пережили эстетичное наслаждение и нашли те возвышенные ценностные ориентации и поступки, которые облагородили бы их души.

Реализация отмеченного возможна при условии научно литературоведческой подпочвы. Интерпретация произведений курса литературы родного края должна происходить на современном эстетико-теоретическом инструментарии, основы которого закладываются на уроках украинской литературы.

Многолетняя практика удостоверяет целесообразность разделения всего курса на две части: для 5-8-х классов и для 9-11-х классов, каждая из которых имеет свою специфику и особенности.

Если Вам понравилось сочинение на тему: Литература родного края – Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы, тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

Краткий пересказ

Автор: Русский язык и литература

Готовое домашнее задание опубликовано: 12 июля, 2014

Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: Литература родного края – Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы, вы можете подписаться на рассылку на почту.

Вы можете опубликовать готовое сочинение у себя на сайте с ссылкой на нас.

Спасибо, что посетили наш сайт Soshinenie.ru.