Литературные течения XX столетия

  

Импрессионизм - (от французского - впечатления) - течение модернизма, которое определяется непостоянными мгновенными ощущениями и переживаниями. Сформировался во Франции в конце XIX ст., прежде всего, в живописи (название происходит от картины К. Моне «Импрессия. Восход солнца», 1873). Представителями были К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега. Основными задачами импрессионисты считали утонченно передать свои мгновенные впечатления, настроения. В музыке - К. Дебюсси. В литературе импрессионизм представлен такими именами - братья Гонкуры, А. Доде, Ги де Мопассан, П. Верлен, С. Цвейг, М. Коцюбинский, Н. Вороной.

Характерные признаки:

  • субъективность изображения, лиризм;
  • использование тропов (метафор, эпитетов, символов);
  • лирические монологи, использование незаконченных мыслей, фраз, которые помогают показать течение настроений, впечатлений.

Экспрессионизм - (от французского - выражения) - одно из авангардистских течений в искусстве. Главным провозглашалось выражение мировосприятия. Достигалось это созданием выразительных, ярких, но условных, деформированных образов, часто представленных в фантастическом или гротескном ракурсе. Действительность изображалась в столкновении противоположностей (положительное - отрицательное, чуткое - жестокое).

Поток сознания - средство отображения психики человека непосредственно «изнутри», как сложного, так и текучего процесса. Представители «потока сознания» использовали это средство как «технику», как способ рассказа, который заключается в том, чтобы показывать психический процесс подробно, с точнейшей фиксацией мыслей, чувств, подсознательных порывов в виде «потока». Рассказ не подчиняется хронологии или логике, он подается как цепь ассоциаций рассказчика, вызванных внешними обстоятельствами. Объективная действительность изображается через призму сознания героя (Джеймс Джойс «Джакомо Джойс», М. Пруст «Любовь Свана» («В поисках утраченного времени»).

Модернизм - (французского moderne - современный, новый) - общее название новых течений нереалистичного направления. Искусство не подражает жизни (О. Уайльд), оно освобождается от социальных обязательств, художники стремятся к новым формам.
Авангардизм - (от французского - передовой отряд) - ответвление модернизма. Возникает в кризисные периоды истории искусства, когда определенное направление или стиль исчерпывает себя, свои изобразительные возможности. Задача авангардного искусства - раскрыть кризисные болезненные явления в жизни и культуре, которые нередко подаются в гиперопровергнутой форме, в возражении традиций и поисках оригинальной эстетики (Рильке Р. М., Аполлинер, Б. Пастернак, Н. Волновой, Г. Косынка).
Декаданс - (от французского - упадок). Представителей течения называли декадентами. В центре их творчества стоит человек, который ощущает отчужденность от мира, потерю моральных идеалов, веры в будущее. Декаденты - поколение, «которое поет и плачет», плачет от «прозы жизни». Основными мотивами были отчаяние, печаль, пессимизм, разочарование. Любимыми темами становятся подчеркнутая болезненность и упадок жизни, которые превращаются в источник утонченных переживаний. Декаданс объединяет разные направления, течения. От романтизма он берет непринятие окружающего общества, разочарование, стремление убежать от несовершенства жизни в мир красоты и прекрасной иллюзии.

Символизм - литературно-художественное направление, которое развило в условиях кризиса общества, предчувствие будущих социальных потрясений. Для символизма присущи: интерес к проблеме личности, иносказание, метафоричность, музыкальность слова. Вместо художественного образа используют художественный символ, который имел несколько значений. Характерны темы одиночества, тоски, грусти, недовольство жизнью. Используют размер «сильный и легкий». Отображают картины или образы нечетко, это сплетение невыразительного и точного, «милейшее пение опьяневшее» (А. Рембо, Г. Метерлинк, Р.-Г. Рильке, В. Брюсов, А. Блок).

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: