• Любимые мифы Древней Греции

    Цель: углубить знание мифологии древних греков, проверить понимание мифов «Деметра и Персефона», «Нарцисс», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика»; учить работать в команде; развивать внимание; осуществлять межпредметные и межлитературные связи.

    Оборудование: ученические иллюстрации к прочитанным мифам; рельеф Элевсина (Деметра, которая сидит на троне, встречает Кору с факелами); репродукция картины Дж. В. Вотерхауса «Эхо и Нарцисс»; римский барельеф (Дедал и Икар); иллюстрация к «Словарю классической античности» (Гермес ведет Эвридику и Орфея через подземное царство).

    Тип урока: урок внеклассного чтения.

    Ход урока.

    I. Слово учителя.

    - На предыдущих уроках мы прочитали немало мифов разных народов. Сегодня мы продолжим знакомство с волшебным миром древнегреческих мифов, которые приводят в удивление размахом фантазии и захватывают интересными событиями.

    II. Литературная игра.

    Каждая команда презентует свой миф: демонстрирует собственные иллюстрации к произведению, готовит викторину для класса, рассказывает об отображении событий и мифических образов в искусстве.

    1. Миф «Деметра и Персефона».

    1) Презентация иллюстраций к мифу (объяснение рисунков, собственные впечатления от мифа или его эпизода).

    2) Проведение викторины для класса.

    • Кто такая Деметра? (Богиня плодородия и хлебопашества)

    • Какой она имела вид? (Высокая, ясноликая, в венке из золотых колосьев и волшебных маков)

    • Как звали дочь Деметры? (Персефона, Кора)

    • Как объясняется в мифе извержение вулкана на острове Тринакрия? (Под островом в каменном плену находится наказанное Зевсом чудовище Тифон. Когда он силится вырваться на волю, из Этны летят камни и вырывается пламя).

    • Кто такой Аид? (Бог подземного царства, царства мертвых.)

    • Почему Аид влюбился в Персефону? (Афродита приказала своему сыну Эроту выстрелить Аиду в сердце. Она хотела, чтобы боги не забывали о ее силе и власти над ними.)

    • Что собирала Кора в роще? (Цветы)

    • Что произошло с Деметрой после похищения Коры? (Она ужасно страдала, не пила и не ела, не омывала своей нетленной кожи и ясных глаз. Темно-синий хитон ее порвался, красные маки увяли, золотые колосья потерялись, а длинные косы взялись изморозью-сединой.)

    • Как богиня Деметра подвергла наказанию злого мальчика Аскалаба? (Превратила в ящерицу)

    • Кто рассказал бедной матери тайну похищения Коры? (Гелиос, бог Солнца)

    • Как люди ощутили печаль Деметры? (Земля перестала родить, завяли цветы, повысыхали источники; жизнь на земле будто замерла.)

    • Каким образом коварному Аиду удалось оставить в подземном царстве Персефону? (Она попробовала несколько зернышек граната в подземном царстве и потому должна была остаться там навсегда.)

    • Кого и почему превратила Персефона в сыча? (Прислужника Аида за то, что он рассказал о гранате, отведанном ею.)

    • Как мудрый Зевс разрешил спор между богами? (Две трети года Персефона будет проводить на земле с матерью Деметрой, а одну треть - в подземном царстве с мужем Аидом.)

    Выводы.

    • Какие естественные явления объясняются в этом мифе? (Изменение времен года, извержение вулкана).

    • Докажите, что этот пересказ является мифом.

    Интересные факты.

    • От богини Деметры образовалось современное мужское имя — Дмитрий (Дмитрий).

    • Какие цветы собирала Кора?

    Цветы, которые, по свидетельству Овидия, собирала Кора (Персефона), были маками. На острове Крит найдены изображения богини с головками мака в волосах. На другом изображении богиня держит маки в руке, а на золотом кольце, найденном в акрополе Микен, Деметра передает головки маков своей дочери Персефоне. Маковое зерно добавляли в хлеб, затем маки символизировали Деметру, поскольку они росли на нивах. Но Кора собирает или принимает маки из-за их снотворного действия и красный цвет лепестков, который считался символом возрождения после смерти.

    3) Миф «Деметра и Персефона» в памятках мирового искусства.

    Демонстрация изображения рельефа Елевсина (Деметра, которая сидит на троне, встречает Кору с факелами).

    • Рассмотрите изображение богинь.

    • Как они одеты? (В хитоны, босые)

    • Что держат в руках? (Деметра - колосья, которые символизируют плодородие, Персефона - факелы).

    • Почему Персефона идет с факелами в руках? (Возможно, потому, что возвращается домой из подземного царства, где нет света).

    Выводы: древние греки уважали своих богов, понимали их чувства и страдания (в данном случае - чувство материнской любви), объясняли естественные явления разными событиями из жизни богов.

    2. Миф «Нарцисс».

    1) Презентация ученических иллюстраций к мифу.

    2) Проведение викторины для класса.

    • Кем был Тиресий? (Слепой вещун, который по воле Зевса предвидел будущее).

    • Как звали мать Нарцисса? (Нимфа Лириопея)

    • О чем хотела узнать у вещуна Лириопея? (долго ли будет жить ее сын, так как он - смертный.)

    • Почему пророчество Тиресия показалось нимфе странным? (Вещун сказал, что Нарцисс будет жить до тех пор, пока сам себя не увидит).

    • Что превыше всего любил Нарцисс? (Охотиться, блуждать в лесу)

    • Как звали нимфу, которая влюбилась в героя? (Эхо)

    • Почему Эхо потеряла возможность разговаривать? (Гера подвергла наказанию Эхо за то, что она отвлекала ее разговорами, тогда как Зевс развлекался с ее сестрами - нимфами.)

    • За что Афродита подвергла наказанию Нарцисса? (За пренебрежение любовью нимф и девушек)

    • В чем заключалось наказание юноши? (Он влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде.)

    • Что случилось с Нарциссом после смерти? (Он превратился в прекрасный белый цветок - нарцисс.)

    • Что произошло с нимфой Эхо? (От страданий она худела, пока не остались у нее лишь кости и голос. Кости превратились в камни, а голос живет и до сих пор.)

    Выводы

    • Какие естественные явления объясняются в этом мифе? (Возникновение эха и цветка нарцисса.)

    • Докажите, что этот пересказ — миф.

    3) Миф «Нарцисс» в памятках мирового искусства.

    • Рассмотрим репродукцию картины Дж. В. Вотерхауса «Эхо и Нарцисс».

    • Какой именно эпизод из мифа изображен на картине?

    • Что ощущает в настоящее время юноша?

    • Какие чувства переживает нимфа Эхо? Как это передано в выражении ее лица?

    Выводы.

    Миф о трагической судьбе Нарцисса был очень популярный не только в давность. Легенда о гордом человеке, который любит лишь себя самого, широко известна и в наше время.

    Интересно!

    В современном языке нарцисс (в переносном значении) - самовлюбленный человек.

    Литературные параллели.

    Прочитайте миниатюру Ф. Кривина «Нарцисс».

    Отличается ли герой произведения Ф. Кривина от персонажа известного мифа?

    3. Миф «Дедал и Икар».

    1) Презентация ученических иллюстраций к мифу.

    2) Проведение викторины для класса.

    • Кем был Дедал? (Художником, резчиком, строителем)

    • Почему жрецы в храмах привязывали Дедаловых деревянных богов? (Чтобы не поубегали, так как выглядели как живые.)

    • Как звали ученика Дедала? (Талос)

    • За что мастер был изгнан из Афин? (Якобы за причастность к смерти своего талантливого ученика Талоса)

    • Куда отправился Дедал? (На остров Крит к царю Миносу)

    • Кем приходился Дедалу Икар? (Сыном)

    Страницы: 1 2 3

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Любимые мифы Древней Греции, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Новые сочинения по творчеству Лины В. Костенко
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.