Любимые мифы Древней Греции

  

• Какая беда постигло царя Миноса и царицу Пасифаю? (У них родилось чудовище с головой и хвостом быка - Минотавр.)

• Что построил Дедал для Минотавра? (Лабиринт)

• О чем просил художник царя Миноса? (Отпустить его домой, на родину)

• Как решил добраться до родины Дедал? (По небу)

• Из чего изготовил крылья мастер? (Из пера и воска)

• О чем предупреждал сына Дедал? (Чтобы в воздухе он не поднимался очень высоко, так как солнце растопит воск, и не опускался очень низко, чтобы волны не намочили крылья).

• Почему погиб Икар? (Он не послушал родительского предостережения и поднялся высоко к солнцу.)

• Как память об Икаре увековечилась на земле? (В его честь был назван остров Икария и Икарийское море)

• Каким образом Минос решил выведать местопребывание Дедала? (Предложил загадку с раковиной.)

• Как Дедал выполнил эту задачу? (Привязал нить к муравью и пустил его в раковину.)

Выводы.

• Какая вечная мечта человечества воплощена в этом мифе? (Мечта о покорении небесного пространства)

• Какие географические названия находят свое объяснение в пересказе? (Названные в честь героя мифа остров Икария и Икарийское море)

• Почему в веках осталось имя неудержимого Икара, а не умного, талантливого Дедала? (Икар является воплощением непобежденного влечения к небу, за которое он готов был отдать свою жизнь.)

3) Миф «Дедал и Икар» в памятках мирового искусства.

- Сюжет этого мифа использовался многими художниками. Очень известным есть римский барельеф «Дедал и Икар».

• Рассмотрите изображение барельефа «Дедал и Икар».

• Какой эпизод мифа иллюстрирует это изображение?

• Что делают герои мифа?

Выводы

Миф о Дедале и Икаре очень популярен из-за того, что Дедал является воплощением человека-мастера, художника, а Икар - неутешного, но смелого человека, который идет навстречу опасности.

4. Миф «Орфей и Эвридика».

1) Презентация ученических иллюстраций к произведению.

2) Проведение викторины для класса.

• Что подарил бог Аполлон Орфею? (Кифару, или лиру)

• Чем был знаменит Орфей? (Он был талантливым певцом; все живое на земле замирало, слушая его.)

• Почему бог Гименей не хотел прийти на свадьбу Орфея и Эвридики? (Он ощущал, что эта пара не будет счастливой.)

• Какая беда случилась в скором времени? (Эвридика умерла от укуса ядовитой змеи.)

• Что решил сделать Орфей? (Вернуть жену из царства мертвых.)

• Почему Харон и пес Кербер разрешили певцу пройти в подземное царство? (Они были очарованы его пением.)

• При каком условии Аид разрешил Орфею забрать Эвридику? (Идти, не оглядываясь назад)

• Почему оглянулся Орфей? (Хотел убедиться, что Эвридика оживает).

• Почему вакханки напали на певца? (Не могли просить ему, что он пренебрегает их, не обращает на них никакого внимания.)

• Как бессмертные боги подвергли наказанию вакханок за убийство Орфея? (Превратили женщин в деревья.)

• Как память об Орфее увековечилась на земле? (По мифу, голову Орфея морские волны донесли к острову Лесбос, и с того времени этот остров стал родиной славных поэтов. А кифара певца засияла неугасимо на небе - ее можно увидеть как созвездие Лиры.)

Выводы.

• Какие качества олицетворяет в себе Орфей? (Он талантливый художник, человек, который предан своей единственной любви.)

• Почему в честь Орфея появилось на небе созвездия лиры? (Так был увековечен его талант и трагическая жизнь певца.)

Интересно!

В современном языке Орфей - замечательный певец и музыкант.

3) Отражение мифа в памятках искусства.

• Рассмотрите иллюстрацию к «Словарю классической античности» «Гермес ведет Эвридику и Орфея через подземное царство».

• Выразительное чтение «Сонетов Орфея» Рильке.

5. Итоги. Оценивание.

III. Заключительное слово учителя.

Метаморфозы, или преобразование.

— Одним из ведущих мотивов древних мифов является преобразования (метаморфоза). В большинстве мифов речь идет именно о чудесных преобразованиях людей или богов. Боги имеют свойство превращаться во что угодно: например, Зевс попадается к Данаю в виде золотого дождя, похищает Европу, обретя вид быка; богиня Фетида, опираясь Пелею, превращается то в гибкий горящий куст, то в серебряный поток, змею, чудовище, пенистый водопад.

Людей боги превращали, когда хотели подвергнуть наказанию их или, наоборот, избежать страданий. Так, дочери Миния приобрели вид летучих мышей за то, что не считали Диониса богом и не почитали его на празднике, а мастерица Арахна была преобразована в паука из-за того, что осмелилась вызвать на ткацкое соревнование саму Афину Палладу.

Тополями стали неутешительные гелиады - сестры умершего Фаэтона. Их слезы - живица - падают в воду и, когда застывают, превращаются в янтарь - прозрачный, лучистый.

Сын речного бога Нарцисс превратился в цветок, нимфа Дафна, убегая от влюбленного Аполлона, превращается в лавровое дерево, Пирам и Тисба становятся шелковичными деревьями.

На основе древнегреческой и римской мифологии знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17 г. н. э.) создал свои «Метаморфозы». Это произведение состоит из 250 отдельных небольших поэм - пересказов древних мифов преимущественно о преобразовании богов и людей в зверей и птиц, в растения, скалы, реки, созвездия и т. п.

Мотив преобразования характерен не только для мифов. Он широко используются в фольклоре (народные сказки, легенды) и литературных произведениях (Г. К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», В. Гауф «Рассказ о калифе-аисте», М. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Кафка «Преобразование»).

Что не меняет лица своего? К обнове расположенная,

Создает, чередуя с формами формы, природа-мастерица-природа.

Не пропадает, поверьте, ничто в необъятном мире.

Все только изменяет вид.

(Овидий. «Метаморфозы» Перевод А. Содоморы).

Мифы, в отличие от сказки, не имеют цель поучать человека. Они созданы для того, чтобы рассказать о создании мира и богах, известных героях и их приключениях. Но, так или иначе, мифы все равно ненавязчиво учат человека. Миф о царе Мидасе учит не быть жадными, история о Дедале и Икаре - искать золотую середину, миф о Пигмалионе и Галатее - верить в свою мечту, создать ее самому, рассказ о Нарциссе - не быть самовлюбленным, гордым, напыщенным, любить не только себя, а и других людей, миф о Сизифе - не быть хитрым и коварным. За свои недостатки герои мифов могут быть наказаны, а за подвиги – вознаграждены богами. Но напрасное дело - искать справедливости в их поступках, так как боги - как люди: необъективные, страстные, имеют среди героев и своих любимцев, и своих немилых.

Зачем нужно знать мифы?

Чтобы прочитать книгу, нужно знать азбуку. Чтобы читать книгу мировой культуры, необходимо понимать значения тех или других символов, имен, сюжетов. Не зная античной мифологии, невозможно прочитать по-настоящему ни Данте, ни Шекспира, ни Пушкина, ни Мандельштама.

Античные образы глубоко укоренились в нашем сознании и стали источником вдохновения для поэтов и композиторов, художников и скульпторов.

Мифологические имена и названия мы находим в терминах многих наук: в биологии, зоологии, ботанике, палеонтологии, астрономии.

Названия планет в нашей Галактике соответствуют римским названиям богов: Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Многие созвездий носят названия, связанные с теми или иными античными мифами: Орион - это красивый великан-охотник, который погиб от стрелы Артемиды; Пегас - это конь, на котором ездил Беллерофонт; Большая и Малая Медведицы - это перенесенные на небо аркадийская и идийская нимфы в образе зверей; рак - это тот, который препятствовал Гераклу убить лернейскую гидру.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: