М. Стельмах «Гуси – лебеди летят». Образ чувствительного к красоте мальчика Михаила

Цель: охарактеризовать главного героя автобиографической повести, акцентировать внимание на роли окружения относительно формирования личности Михаила; обработать идейное содержание ІХ раздела повести; выяснить значение произведения; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения и пересказа, умение грамотно высказывать мысли, приводить убедительные доказательства, обоснование; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать у учеников чувства любви к природе, родной литературе; прививать пунктуальность, интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет М. Стельмаха, текст произведения, ученические рисунки, дидактические материалы (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Ученики в музыкальном сопровождении демонстрируют свои рисунки на тему «Мой любимый герой произведения М. Стельмаха «Гуси-Лебеди летят». Каждый ученический рисунок должен содержать мини-комментарий.

III. Актуализация опорных знаний.

Игра «Определи правильное утверждение».

Задача: отвечая «Да» или «Нет», старайтесь ссылаться на текст произведения для подтверждения собственной мысли.

1. Анна Ивановна любила читать Библию и старалась привить к ней интерес Михаилу (Нет).

2. Дедушка Демьян сделал для своего внука ветряную мельницу. (Да).

3. М. Стельмах посвятил свою повесть дяде Себастьяну (Нет).

4. По мнению деда Демьяна, наиболее дорогим для бедного человека является земля, супружеская верность и песня. (Да).

5. Дядя Себастьян не разрешил Михаилу попасть на спектакль, поскольку мальчик не имел денег. (Нет).

6. Учась в школе, Михаил начинает писать пьесы. (Да).

7. Люба уважает Михаила, поскольку он помогает ей собирать в лесу грибы, ягоды, орехи. (Нет).

8. Поскольку Михаил не имел сапог, то отец зимой носил его в школу на руках, замотав в кирею. (Да).

9. Афанасий Демьянович на селе был хорошим кузнецом и мастером по изготовлению ветряков. (Нет).

10. Для Анны Ивановны книги - это поле и хлеб, цветы и травы, сад и огород. (Да).

11. Дядя Себастьян воевал с нечистой силой. Сколько он отрубил у нечистой хвостов, копыт, рогов! (Нет).

12. Михаил не изъявлял желание учиться, так как считал науку скучным, никчемным делом. (Нет).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

  • Растет поколение молодое,
  • Новые огни горят на небосклоне...
  • М. Рыльский.
  • ...В книжке взлелеянное слово должно быть настоящим праздником души и мысли.
  • М. Стельмах.

1. Материал к характеристике образа Михаила.

1.1. Цитатная характеристика.

• «Хотя я и очень люблю лес, но опасаюсь его души...». «А еще я люблю, как из леса неожиданно выпрыгнет хата, заскрипят ворота, побегут тропы в саду и к пасеке. И люблю, когда березовый сок накрапает с желобка. ...Люблю напасть на лесной источник и смотреть, как оно выкручивается из глубины. И люблю, когда грибы, обнявшись, будто братья, собирают на свои шапки росу. И люблю осенью по колени ходить в листве. Когда так хорошо краснеет калина и пахнут опята».

• «Я не очень кривлюсь, когда надо что-то делать, охотно помогаю дедушке, ремню нашу лошадь, рублю дрова, охотно острю сапы, люблю с мамой что-то садить или расстилать по весенней воде и зелью полотно, без охоты, а все-таки понемногу цюкаю сапкой на огороде и не считаю себя лентяем».

• «И есть у меня, когда послушать одних, слабость, а когда поверить другим - глупость; именно она и наносит наибольшие хлопоты и лихо... И уже тогда мне одни слова сияли, будто звезды, а другие туманили голову».

• «Я никогда не был нытиком, терпеливо выносил и кнут, и хлудину, и подзатыльники...».

• «Учился я хорошо, учился бы, наверное, еще лучше, если бы имел во что обуться. Когда похолодало и первый ледок подернул лужи, я мчался в школу, будто ошпаренный. Наверно, только это научило так бегать, что потом никто в селе не мог перегнать меня, чем я гордился».

• Марьяна -> Михаилу: «И учи... и так учись, чтобы все знали, какие это мужицкие дети. Пусть не говорят ни господа, ни подпанки, ни разная нечисть, что мы только быдло. Были быдлом, а теперь - зась!».

1.2. Дополнительная информация.

Образ Михаила раскрывается разными средствами: здесь используется и самохарактеристика и рассказ других о поступках Михаила, об отношении к нему родителей, дяди Себастьяна и т.п.

Михаил - простой сельский мальчик, сын бедняков. Он очень любознательный - ему все хочется знать, ко всему дойти своим умом или же узнать от взрослых.

Наслушавшись сказок, легенд и рассказов своего деда Демьяна, любимой им бабушки, Михаил видит мир именно сквозь призму этих сказок и рассказов. Он любит звезды в высоком небе, запах ржи в поле и разных трав в лесу, любит слушать перепелку во ржи и стук дятла на старой груше... Мир для него - это странное видение, действительность часто в его взволнованном воображении переплетается с волшебной сказкой-мечтой или романтической легендой. Он чутко прислушается к мятущимся звукам гусей-лебедей в высоком весеннем небе и с удивлением заглядывает в гнездышко лесной куропатки, где лежат беспомощные птенцы.

Михаил - талантливый мальчик. Еще в школе он берется за перо писателя, начинает писать пьесы. Сначала Михаил много перечитал их, особенно таких, где есть стрельба. А потом и сам захотел написать пьесу.

Юмористические сцены все время переплетаются с лирическими. Они пропускаются сквозь мировосприятие мальчика.

У Михаила можно многому поучиться: крестьянской основательности, естественной, от отца-матери усваивания мудрости, искренности и открытости, всего того, что противостоит «болезни века» - холодности взгляда.

Михаил настроен на сказочное восприятие мира, это поэтическая душа, которую «видение сказки» не раз берет на свои крылья.

Повзрослев, Михаил (чья мечта стать писателем таки сбылась) имел основания сказать о времени собственного детства, как об «по-своему прекрасном времени». Прежде всего потому, что вопреки тяжелым нуждам познал он и радость общения с человеческой дорогой и красотой, вбирая в свою душу тот самый порядок земледельческой жизни, пусть и затронутый острыми социальными катаклизмами.

1.3. Ориентировочный план к характеристике образа Михаила.

1) Михаил - главный герой произведения, бедный сельский мальчик.

2) Портрет и внешность героя.

3) Черты характера: а) вежливый; б) добрый; в) трудолюбивый; г) почтительный; д) сообразительный; е) целенаправленный; ё) любознательный.

4) Стремление героя: а) жажда к обучению; б) любовь к природе; в) познать мир; г) чтение книг и написание собственных произведений.

5) Михаил и другие герои произведения.

6) Значение образа Михаила.

1.5. Беседа с вопросами.

• Чем Михаил отличался от других героев произведения?

• С помощью кого и чего формируется кругозор, мировоззрение героя?

• Чем захватывался мальчик в детстве? Как это повлияло на будущего писателя?

• Какие книжки любил читать Михаил?

• Как мальчик относился к обучению в школе? Чем это объяснить?

• Почему герой по-разному относится к жителям села? Приведите два-три примера.

• В чем проявились доброта, вежливость мальчика?

• Чем объяснить то, что полет гусей-лебедей Михаил воспринимал по-особенному?

• Какой талант имел мальчик?

• Удалось ли М. Стельмаху реально отобразить собственное детство в произведении?

 2. Другие герои произведения.

2.1. Дядя Себастьян.

2.1.1. Цитатная характеристика героя.

Страницы: 1 2 3

Если Вам понравилось сочинение на тему: М. Стельмах «Гуси – лебеди летят». Образ чувствительного к красоте мальчика Михаила, тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

Краткий пересказ

Автор: Русский язык и литература

Готовое домашнее задание опубликовано: 22 октября, 2014

Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: М. Стельмах «Гуси – лебеди летят». Образ чувствительного к красоте мальчика Михаила, вы можете подписаться на рассылку на почту.

Вы можете опубликовать готовое сочинение у себя на сайте с ссылкой на нас.

Спасибо, что посетили наш сайт Soshinenie.ru.