Маринистика в лирике Багрицкого

  

В рыбачьих песнях, написанных но мотивам английских народных песен, поэта привлекают спокойные и мужественные характеры закаленных рыбаков и мореходов. Джимми-рыбак, очутившийся с товарищем среди кипящей морской пены, чтобы не потерять улов и нищим не вернуться домой, отрубил свой палец с вонзившимся в него крючком и сохранил обильную добычу. Спокойный и строгий матрос Джонни из Ливерпуля смелой находчивостью спасает потерявшее управление судно, пока пьяный капитан храпит, «как дельфин», на койке, а растерявшийся экипаж не знает, что делать. В этом цикле романтический герой несет в себе лучшие национальные черты английского народа. Нередко в баллады проникают элегические интонации, составляя интересный сплав с резкостью реалистического рисунка. Так создается женский портрет:

  • Кружатся чайки над водой
  • Предвестницами бури,
  • Но образ Джен всегда со мной,
  • Веселый, с русою косой,
  • Сияет пламенем в лазури.
  • И если волны закрутят
  • Последней пляской судно,
  • Пред смертью вспомню милый взгляд.
  • Цветы в косе, простой наряд,
  • И умереть мне будет трудно.
  • («Прощальная»)

Песни английских моряков, написанные в 1921 году, связаны с инсценировкой ноэмы «Харчевня» в одесском литературном кафе «Мебос» . К сожалению, эта поэма утеряна в 1922 году, так же как и поэма «Комета» 2. Несомненно, что замысел «Харчевни» был вызван раздумьями Багрицкого о народной основе истинно поэтического творчества. Осуществлению этого замысла помогла любовь англичан-тружеников к радостному и светлому искусству. Благодаря умелому выбору источников и тонкой стилистической обработке оригинала Багрицкому удалось сохранить национальные черты французской народной песни в русских вариациях «Песен и рассказов о море» Яна Нибора.

  • Жена, ты заштопала парус мой?
  • Ветер ударил с горы попутный,
  • Время нам двинуться за треской
  • Дорогой тревожной и бесприютной

так начинается простая и мужественная речь рыбака, уходящего на опасный труд («Нормандия»). В поэтическую систему Багрицкого слово «бродяга», так же как и образ пути, входит с особым поэтическим значением. Уже в начале 20-х годов романтический оттенок накрепко сливает с ним мысль о привольной, но непременно трудовой жизни. В «Нормандии», как рефрен, повторяется с некоторыми вариациями строфа:

  • Время бродяге дышать и петь,
  • Время веселое, трудовое,
  • Падает с лодки, падает сеть
  • В море, холодное и голубое...

Каждый раз в морских глубинах рыбак замечает новые черты, небывалое сочетание красок: «в голубом огне» вырастают глыбы круторебрых скал, «желтый песок» и «черные рыбы» с «фосфоресцирующими глазами», заплывающие в сеть, вызывают искренний восторг хозяина моря: ему, бродяге, хочется кричать и петь от радостного труда. Из многих эпических стихотворений Нибора Багрицкий отобрал всего четыре, и этот выбор был хорошо обдуман. Стихотворение «Старый рыбак» привлекло Багрицкого прославлением верности человека морю. Ведь рыбак уже вырастил сыновей и скопил сумму, достаточную для безбедной жизни, но юношески-пылкая любовь к морю и труду побуждает его отвергнуть совет сына - в беспечной праздности провести остаток дней:

  • Нет, рука, я знаю, не устанет
  • Руль вертеть и шкоты собирать
  • Мне ль на суше петухом горланить,
  • В кабаке над бочкой засыпать?..
  • Мой завет, простой и небогатый,
  • Доведет меня до склона дней:
  • Чтобы ковш воды солоноватой
  • Был последней выпивкой моей!

Эпикурейский колорит французской народной песни, ее чувственный аромат были особенно близки Багрицкому, когда их порождала крестьянская жизнь. В песне «Вахтенный» с чувством юмора передается не утраченная моряком и в океане привязанность к радостям тихой сельской жизни. Но деревенский покой и влечет и отталкивает моряка. Породнившись с океаном, он уверен, что «не морское это дело - кур кормить, свиней колоть»:

  • Но средь этого покоя
  • Вспоминается одно:
  • Яблочное, молодое,
  • Августовское вино.
  • Так и брызжет вон из чана,
  • Ходит силой дрожжевой...
  • Зачерпни скорее, Жанна,
  • Этой влаги золотой!

В оригинальных, стихах Багрицкого о море, о людях, живущих вблизи моря пли просто отдыхающих в воскресный день на морских берегах, главный источник поэтичности составляют пленительные тайны природы. И наоборот, удаление человека от природы вызывает тревожное ощущение утраты сил, красоты и мужества, почти трагическое чувство неприкаянности. Сильнее всего влияние природы на человека передают лирические стихи середины 20-х годов, написанные незадолго до переезда семьи Багрицкого из Одессы в Москву. Они строятся как лирическое повествование о жизни и мечтах поэта, вернувшегося в деревню из большого города. По настроению они напоминают «Возвращение на родину» и «Русь Советскую» С. Есенина. В «Дофиновке», например, есть определенный сюжет. Поэт, уехавший в город, возвращается в родные места и, с грустью вглядываясь в знакомые, милые черты покинутой деревни, убеждается, что, изменив профессии рыбака, он стал здесь почти чужим:

  • Что же! я и сам еще не знаю,
  • Где присяду, где приют лайду,
  • У совхоза, что ютится с краю,
  • У рыбачки ль в нищенском саду?
  • Я пойду путиною знакомой
  • По песку, сухому как навоз;
  • Мне навстречу побежит из дома
  • Космоногий деревенский пес.

Печально закончившийся разговор с рыбачкой Марусей заставляет автора пожалеть о том, что он заглушил в себе голос «простого сердца древних»:

  • Я не тот. Рыбацкая сноровка
  • У меня не та, что год назад...
  • Вышла сила.
  • И сидит неловко
  • Неудобный городской наряд.
  • Не рыбак я, а писака жалкий.

Разлука с морем, с укладом жизни рыбацких селений и украинской природой становилась неизбежной. Из жизни поэта уходила большая красота. Несправедливость вульгарно-социологической критики, имевшей доступ в одесские «Известия» и создававшей вокруг поэта атмосферу непризнания далекого от современности «классициста», объясняет, почему в прекрасном лирическом стихотворении «Возвращение» снова звучит как надежда порыв к морю:

  • Кто услышал раковины пенье
  • Бросит берег и уйдет в туман;
  • Даст ему покой и вдохновенье
  • Окруженный ветром океан...
  • Буду скучным я или не буду
  • Все равно! Отныне я - другой...
  • Мне матросская запела удаль,
  • Мне трещал костер береговой...
Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: