Марко Вовчок. Жизнь и творчество. «Максим Гримач». Романтичность произведения, особенности его сюжета

  

Цель:               ознакомить школьников с жизненным и творческим путем

Марка Вовчко, обработать идейное содержание «Максим Гримач», определяя жанр произведения, признака романтизма в нем, особенности его сюжета; характеросложение; развивать умение комментировать содержание произведения, распознавать характер романтического типа; высказывать собственные суждения об идейно-художественных особенностях рассказа; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать уважение к творческой личности писательницы, пренебрежительное отношение к насилию над человеком; прививать черты доброты, чуткости, порядочности.

Тип урока:     усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Марка Вовчко, выставка книжек писательницы, дидактический материал (тестовые задачи, карточки), фотоиллюстрации к жизни и творчеству писательницы.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний. Беседа за вопросами:

Что характерно для романтизма как литературного направления? Каких писателей-романтиков вы помните? Чем поражают читателя произведения этих художников?

 

  • Под влиянием, каких факторов формируется характер человека, литературного героя того или другого произведения? Приведите пример. 
  • Как описание природы влияет на понимание идейного содержания произведения? 
    • Каким образом крепостничество лишало простой люд их права на личное счастье? 
    • Мотивируйте, можно ли определить отношение автора к герою своего произведения? Свои соображения обоснуйте. 

 Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

 Основное содержание урока

Я прожила всю свою жизнь, идя одной дорогой

и не сворачивая в сторону. У меня могли быть ошибки,

слабости... но главное я никогда

не осквернила себя отступничеством.

Из письма Марка Вовчко к сыну.

Господь послал Тебя нам, кроткого пророка И обличителя жестоких Людей несытых. Т. Шевченко о Марке Вовчко.

1.  Вступительное слово учителя

Глубокой обворожительности, не подвластной времени красоты и силы преисполненное творчество Марка Вовчко, в частности ее одиннадцать рассказов под названием «Народные рассказы». Волнительные, правдивые истории из народной жизни просто и задушевно рассказывают сами их участники или свидетели событий. И это не беспристрастные наблюдатели тех жизненных картин. Они дают народную оценку всем событиям и поступкам героев, разделяют простодушные верования и заботы народа, сочувствуют его горю и радости. Эти произведения романтически окрашенные, в них звучат мотивы народных песен, далекие голоса старинных пересказов, легенд.

Литературное путешествие «Путями Марка Вовчко».

2.  Марко Вовчко — Мария Александровна Виленская
 (22.12.1833–28.07.1907). Жизнь и творчество писательницы

Экскурсовод М 1. Детство. Года обучения

22 декабря 1833 года родилась Мария Виленская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчко.

Первые года детства Мария провела в условиях помещичьего имения. Ее отец, капитан в отставке Виленський, был, как и иметь, всегда кротким, радушным, веселым.

Раннее детство будущей писательницы проходило в селе Екатерининское на Орловщине. Когда Марии миновал всего седьмой годов

 

, а двое меньших братцев были еще совсем маленькие - умер отец. Мать вступила в брак с помещиком-гультяем, который, играя у карты, промотал имение, грубо относился к крепостных, за что те хотели его убить. Отсюда идут первые зародыши критического отношения будущей писательницы к произволу помещиков.

Чтобы уберечь дочь от тяжелых впечатлений, иметь часто отвозила ее к своей двоюродной сестре Писаревой, где Маша подружилась с младшим за нее, но умным и не по годам развитым Митею. Два года девушка жила и учила в частном пансионе в городе Ельце, а потом ее отдалили во второй класс одного из пансионов в Харькове, где срок обучения длился четыре года.

В харьковском пансионе излагались разные науки, но более всего внимания отводилось французскому языку, музыканту, танцам, воспитанию светских манер и умению вести себя в благородном обществе.

Виленская относилась к науке серьезно, учила старательно, много читала. Закончила она пансион 1848 года, после чего поселилась в Орлы у тетки Мордовиной.

Экскурсовод № 2. Марко Вовчко на Украине

Тетка взяла Марию к себе как воспитательницу своих детей - мальчика шести и девочки пяти лет. Все свободное время, будущая писательница проводила в библиотеке Мордовиных за чтением произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, зарубежных писателей. В журналах нередко случались статьи прогрессивного направления, которые особенно интересовали ее. Юная читательница раздумывала и над разными научными разведками.

В доме Мордовиной проводились литературные вечера, где были представители прогрессивной интеллигенции. Среди участников этого кружка был и сосланный в Орел за деятельность в Кирилло-Ме-фодиивском обществе студент Киевского университета Афанасий Маркович. Поженившись с ним 1851 года, Мария Александровна выехала на Украину.

Сначала супружества поселилось в Чернигове, где Афанасий Призраковкович сотрудничал в редакции местной газеты и собирал разные материалы из народной жизни. Мария Александровна помогала своему мужчине. Она записывала и изучала украинские народные песни, сказки, легенды. В сборнике «Народные южнорусские песни», выданной А. Метлицким в 1854 году, помещенные некоторые песни, записанные Марком Вовчко.

Года пребывания на Черниговине имели большое значение в творческой жизни писательницы. Здесь она имела возможность ближе ознакомиться с украинской литературой, жизням народа.

 

Экскурсовод № 3. Марко Вовчко - писательница

Молодая, впечатлительная, чуткая женщина прислушалась к голосу народа. Судьба народа, трагедия женщины-крепостницы будили творческую мысль. Все это влияло на формирование демократического мировоззрения писательницы.

Изучать жизнь трудового народа, собирать его устные произведения продолжала Марко Вовчко и позднее, переехав с мужчиной к Киеву, а потом к Немирову. В повседневных разговорах с народом, в его песнях и сказках она нашла богатейший материал для своего литературного творчества, вследствие чего в 1857 году вышел сборник ее произведений «Народные рассказы» под псевдонимом Марко Вовчко.

Экскурсовод № 4. Марко Вовчко и Т. Шевченко

Говоря о знакомстве и дружбу Марка Вовчко с великим Кобзарем, приводим конкретные факты, которые удостоверяют приятельские отношения между ними.

И. Тургенев: «...он (Шевченко) уже встречался с ней (Вовчко), был искренне ей отданный и высоко ценил ее талант».

На воспоминание об этой трогательной встрече Т. Шевченко посвятил молодой писательнице стих «Марку Вовчко», в котором назвал ее «обличителем жестоких людей несытых» (господ), высказал пусть нежные, самые светлые чувства к ней. («Свет мой! Моя ты зорька святая! Моя ты сила молодая!»)

Еще раньше, 13 июля 1858 года, к личному знакомству, Т. Шевченко пишет стих «Сон» («На барщине пшеницу жала»), который посвящает тоже Марку Вовчко.

Зная, что Маркович собираются ехать за границу, Т. Шевченко, хотя был этим и недовольный, не отвечал отказом их от этого, 3 апреля 1858 г. дарит Марку Вовчко свой портрет (надпись: «Марии Александровне») и поэму «Неофиты» с теплой надписью: «Дорогой моей дочке Марии Маркович на память 3 апреля 1859. Т. Шевченко»).

Когда писательница была уже за границей, вышел из печати «Кобзарь» (1860); Т.Шевченко прислал экземпляр его Марку Вовчко с дарственной надписью: «Моей единой дочурке Маруси Марковичевий - и родной, и крестный отец Т. Шевченко».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: