Материалы для сочинения по лирике Лермонтова

  

Лермонтовпоэт противоречий, поэт жизненных утверждений и философии. Он прожил сравнительно недолгую жизнь, с 1814 года по 1841 год, за которую успел написать много своих произведений. Переломным моментом в его творчестве был 1837 год, когда он написал «Смерть поэта» в период события, разнесшегося по всей России – смерти Пушкина. Для него это было личной трагедией, т.к. творчество Пушкина было для него первоначально важным, Пушкин был ему в каком-то смысле учителем. В этом стихотворении, Лермонтов достаточно вольно обвиняет в погибели Пушкина тогдашнюю власть, отчего отправлен в ссылку на Кавказ. Так сложилось, что вся поэзия Лермонтова пронизана нотками печали, горести и одиночества. Если Пушкин был в своем творчестве оптимистом, «солнцем», теплом, то Лермонтов - это пессимизм, «луна» в ночном небе, дождь.

Все творчество Лермонтова можно разделить на отдельные темы, которые переплетались в его лирике и проходили единой «красной нитью» в его стихотворениях.

1. Тема одиночества.

Как говорил Белинский, Лермонтов - поэт другой эпохи, именно поэтому Михаил Юрьевич часто чувствовал отчужденность среди множества окружающих людей. Он отличался от людей своей смелостью, неординарностью, тонкой и интуитивной натурой. Он не любил заискивающих перед властью, принижающих себя ради собственной выгоды, Лермонтов всегда был за честность, доброту и справедливость. Зачастую свое недовольство он мог высказать в лицо человеку, из-за чего неоднократно вызывался на дуэли. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова также переплеталась с ощущением покинутости личности окружающим миром, это отражено в его "Выхожу один я на дорогу", кроме того это стихотворение является прощальным. Михаил Юрьевич часто при своей жизни чувствовал одиночество в любви, дружбе. Он никогда не имел по-настоящему верных друзей и искренних чувств со стороны возлюбленной. В его творчестве чувство одиночества сопряжено с противостоянием гармонии вселенной, он понимал, что мир житейской суеты, бесконечных вопросов бытия создают дисгармонию для духовной умиротворенности, обходя небесные законы.

2. Тема свободы.

Свобода для Лермонтова была также важна как глоток свежего воздуха. Во-многом, поэт стремился к ней, будь то в вольной поэзии, в возможности сказать открыто в обществе, что думалось и решалось им самим, в свободе от властей. В стихотворениях Михаила Юрьевича остро отражена проблема не то чтобы физической свободы, а свободы духа и его устремлений.

3. Тема родины.

Для поэта Лермонтова страна, в которой он родился и жил, была священной, он любил ее с возможной ее самобытностью, уникальностью и передрягами. Но он ненавидел тогдашнюю власть, бесчинство и произвол. Лермонтов был всецело за народ и ему было невыносимо больно смотреть на народную безропотность и рабство, подчинение бесцеремонным властям. Эту проблему он отразил в стихотворении под названием «Родина», или «Русская мелодия». Кроме того, в своих стихах Михаил Юрьевич любовался русской природой, ее благостью и упоительными пейзажами.

4. Тема противостояния обществу.

Поэту было о чем горевать, поскольку он видел то несовершенство в обществе, которое торжествовало повсюду, в любом городе, на любом празднике, при любом общении. Он ненавидел ложь, лицемерие, прихоти толпы, стремящейся к роскоши и манящему самообману, Лермонтов видел ее бездуховность, безнравственность. К тому же в людях его разочаровывало бездействие, покорность действительности, он это отразил в стихотворении «Дума», в котором есть такие строчки: «Печально я гляжу на наше поколение». Поэт был непонятен толпе, светскому обществу, которому было интересно одно сплошное веселье, ему тяжело было осознавать, что его поэтический и даже пророческий дар обесценен и не замечен.

5. Тема любви.

Михаил Юрьевич был очень ранимым и чувствительным человеком, на его долю выпадала не одна любовь, но, к сожалению, все попытки любить оказывались не взаимными. Да, он любил, возможно, не одну женщину на своем жизненном пути, но его чувства каждый раз были отвергнуты. Именно поэтому в его любовных стихотворениях прослеживается неиссякаемая тоска, крушение надежд, обездоленность и отчаяние. Тем не менее, эти грустные стихи о любви поистине прекрасны, очень проникновенными являются его творения под названием «Нищий» и « Я не унижусь пред тобою», в которых он сравнивает себя с человеком, просящим подаяние. И все-таки были чувства в его жизни, которые оказались по-настоящему искренни и взаимными. Одна из его возлюбленных, по фамилии Лопухина-Бехметева, была его музой, есть потрясающее стихотворение «Ребенку», посвященное ей, удивительно трогательное, где нет чувства обреченности, как в других его стихотворениях о любви. Оно было написано в 1838 году, с той поры стихотворения Лермонтова были нежны и красивы, появилась лирическая отрада. Но, к сожалению, после смерти поэта в 1841 году эта женщина прожила недолго, будучи неизлечимо больной, она отказывалась от любого лечения, тем самым приблизив свой уход в мир иной.

Итак, мы познакомились с важнейшими мотивами и темами в творчестве великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Главным стилем его стихотворений был романтизм, характеризующийся воспеванием высоких чувств, идеальных образов, непомерных испытаний героев и их противоречий. Во-многом, Лермонтов обязан Байрону, английскому поэту, положившему начало этому стилю, и для российской культуры Михаил Юрьевич стал человеком целой эпохи. Мы по сей день зачитываемся его трудами и восторгаемся открывшемуся нам таланту его уникального поэтического творчества. Пусть сейчас, ведь были времена, когда его стихотворения не понимали и не принимали. Читать и изучать творчество Лермонтова сегодня - это наша дань великому поэту.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: