• Мелодраматизация и мотив тайны в предромантизме

    Мелодраматизация и мотив тайны в предромантизме Мелодраматизация - одна из характернейших тенденций предромантизма, своего рода новый принцип искусства. "Мелодраматизация" предполагает двойное развитие действия: внешне оно развивается как "интрига": невозможно предугадать его резкие повороты, неожиданную смену счастья несчастьем и наоборот; но за этим непредугадываемым действием стоит рок. Если в трагедии герой сам выбирает свою судьбу, то мелодраматический герой лишь испытывает ее удары или возносится ею, он ничего не знает об этой судьбе, потому что она всегда загадочна. Ядром "мелодраматизации" оказывается соединение развивающейся по законам драматургии истории злоключений невинной жертвы, оказавшейся во власти злых сил и несчастливых обстоятельств, с особой формой, в которой на основе "художественного резонанса" всех используемых средств возникает суггестивный эффект, заставляющий зрителя (читателя) идентифицировать себя со страдающим персонажем и испытывать мощный мелодраматический катарсис. Чтобы выявить новое, привносимое предромантизмом в этой сфере, следует сравнить использование мотива тайны в предшествовавшей литературе. Классицизм шел здесь за античными авторами. Так, в трагедии Софокла "Эдип-царь" роковая тайна играет определенную роль, но при этом тайна существует лишь для Эдипа, но не для зрителя, знающего миф об Эдипе. Такова первая трагедия Вольтера "Эдип" (1718), в которой софокловская тема рока отступает на второй план, таковы трагедии Вольтера, в основе сюжета которых лежит политический заговор ("Брут", 1730; "Смерть Цезаря", 1731), таковы его же трагедии, в которых под влиянием Шекспира проводится тема трагического заблуждения ("Заира", 1732; "Меропа", 1733), созданная по мотивам трагедии итальянского классициста Шипионе Маффеи "Меропа", 1713). В классицистических комедиях, начиная с "Лгуна" Корнеля и комедий Мольера, как и в комическом романе, ирои-комической поэме, широко использовалась "комическая тайна", которая, однако, ни в ХVII, ни в ХVIII веке не противопоставлялась "комической случайности", приему комического непонимания, образовывавшими в совокупности "комическое недоразумение" - основу комедийного сюжета в эту эпоху. Особенно любили "комическую тайну" авторы, близкие к рококо. Название пьесы Пьера Мариво "Игра любви и случая" (1730) вполне выражает суть "комической тайны" - это именно игра, испытание, изобретаемое самими героями (ср. комедию Мариво "Испытание, 1740, в которой Люсидор подсылает к своей возлюбленной Анжелике двух мнимых женихов, чтобы испытать ее верность). Чаще всего тайна в комедиях выступала как результат сознательного обмана, известного зрителю и совершающегося у него на глазах. Аналогично строился и комический сюжет в романе и поэме. У сентименталистов, создателей "слезной комедии, обнаруживается иное понимание "тайны", тем не менее отличающееся от ее предромантической трактовки. Примером могут служить пьесы французского создателя жанра "слезной комедии" Пьера-Клода Нивеля де Лашоссе, одного из основоположников немецкого сентиментализма Христиана Геллерта и ряда других драматургов, затем новое понимание "тайны" переходит и в произведения просветителей реалистической ориентации, прежде всего, в драмы Дени Дидро. Нечто похожее можно обнаружить и в лучшей комедии ХVIII века "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Пьера-Огюстена Карона де Бомарше, поставленной на сцене Комеди Франсез в 1784 г. Преследующая своею любовью безродного Фигаро Марселина оказывается его матерью, а враждующий с ним севильский врач Бартоло - отцом. Тайна требовалась Бомарше для усложнения интриги, для нагромождения препятствий на пути героя к счастью, поэтому она раскрывается в третьем действии, в стадии развития конфликта, но не оказывает влияния на его кульминацию. В предромантической литературе тайна становится главным сюжетообразующим элементом. На тайне построены "готические романы" Х. Уолпола, Э. Рэдклиф, во Франции - Ж. Казота и других писателей, а также драмы, поэмы и т. д. Важная отличительная черта: в предромантических произведениях читатель не знает разгадки тайны заранее, что создает особую эмоциональную напряженность при чтении, приковывает интерес к каждому повороту событий. Но предромантики используют тайну не только для привлечения читательского внимания, но и для утверждения важной для них философской идеи: мир непознаваем, судьба человека непредсказуема, в нее всегда могут вмешаться некие внешние силы, добрые или злые, рациональные или - ч
    аще - иррациональные. Лит.: Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006. Вл. А. Луков Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения; Рубеж XVIII-XIX веков. - Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Предромантизм. - Теория истории литературы: Литературные термины.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Мелодраматизация и мотив тайны в предромантизме, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.