«Метаморфоза» Чипки в романе «Разве ревут волы, как ясли полные?»

  

Жизненные условия, которые формировали его как личность, не такие уж и однозначные. Какие-то обстоятельства тянули Варениченко в пропасть морального упадка, а другие оберегали его от «скользкой дороги». Современные исследователи доказывают, что Афанасий Мирный и Иван Билык мотивировали сложную «метаморфозу» Чипки психологически основательно, находя источника его разбойничества не только в «глупых условиях», а и в индивидуально-психологических особенностях героя. Какая из этих мыслей вам кажется более правильной? Попробуйте мотивировать свое утверждение соответствующими фрагментами произведения. Взлеты и падения Чипки Варениченко напоминают синусоиду. Его извилистый путь имеет по крайней мере четыре выразительные вехи.

1. Идиллия. С нее начинается роман. Знакомство с Чипкой происходит в момент, когда к нему приходит любовь к «полевой царевне» Гале.

2. Душевный упадок. У Чипки незаконно забирают землю - и он с присущий ему категоричностью решает, что «правды нет!». После этого Чипка пьет, связывается с «троицей» сельских гуляк и мечтает о мести обидчикам. Уже теперь он готов совершать разбой. Впрочем, это еще не окончательное опустошение души.

3. Катастрофа. Ее причина - комедия с выборами в управу, еще одна несправедливость, которую Чипка терпеть не в силах. Обида, тяжелое чувство пережитой несправедливости порождают злость, становятся движущей силой тотальной мести. Сам того не заметив, Чипка выходит на путь разбоя, возврата с которого уже нет.

Конечно, «глупые условия» в этой драматической истории сыграли не последнюю роль. Тем не менее, они одинаковые для таких разных людей, как Чипка Варениченко и Григорий Чупруненко. Григорий - тихий, мирный, терпеливый хозяин, а Чипка - бунтарь, борец за правду, который, в конце концов, оказывается «пропащей силой» (еще одна оппозиционная пара героев у Афанасия Мирного). Разбойничество Чипки, уходит корнями в его индивидуально-психологические особенности, раскрытые писателями чрезвычайно интересно. В сцене первой встречи с героем авторы выделяют несколько вместительных психологических портретных деталей:

  • «Таких юношей часто и густо можно встретить по нашим хуторам и селам. Одно только у него незаурядное - очень пылкий взгляд, быстрый, как молния. В нем светилась какая-то необыкновенная смелость и духовая мощь, вместе с какой-то хищной тоской...».

Тоска - это сложное, смешанное чувство, которое вбирает тревогу, печаль и скуку. В «хищной тоске» Чипки угадывается предвестие его дальнейшей судьбы. В этой детали - и намек на будущую трагедию Чипки, его пропащесть, и обещание чего-то зловещего. Что же касается причин такой необыкновенной тоски молодого Чипки Варениченко, то и они очевидны:

  • комплекс незаконнорожденного; пережитые детские обиды, которые отражаются на поведении и душевной структуре мальчика;
  • противоречивость реакций и душевных порывов маленького Чипки: он стремится быть добрым, способен поэтически ощущать красоту - и легко ослепляется каким-то чувством, бывает жестоким;
  • •невольная жестокость, импульсивность, безоглядность, затаенная злость - этим чертам Чипки авторы уделяли надлежащее внимание в «детских» разделах романа;
  • Чипка - не такой, как все. Для Григория он вообще «парень добрый, и только чудной себе».

То, что Чипка выпадает из общего ряда, тоже обусловило жуткое преобразование правдоискателя в разбойника. Григорий Чупруненко имел приблизительно такие же стартовые позиции, как и Чипка, или даже еще худшие: сирота, родители умерли во время эпидемии холеры, сызмала жил у дальней родственницы-вдовы, а уже потом у деда Власа. Его жизнь в пастушках такая же, как и у Чипки, - голодное раздолье с сухарями черными, как земля. Некоторые его черты показываются уже в детстве: не было видно Григория, когда волк на отару напал. «Сидел, рот разинув, когда дед поведал, что господа снова забирают его ко двору».

Вместе с тем мальчик растает работящим, поскольку мечтает жить зажиточно, иметь хозяйственную женушку и «деток маленьких вокруг нее». «Купив землю, услышал себя Григорий сейчас другим... совсем другими глазами смотрел на людей: к богачам льнул, а на голытьбу смотрел гордо». Был намерен вступить в брак с богачкой, но из этого ничего не вышло, взял себе соседскую наймичку Христю. «И стали они между людьми уважаемыми хозяевами, честными, рабочими людьми, добрыми соседями, поразительной парой», какую старшие младшим в пример ставили (сироты, наймиты, а стали хозяевами!).

Однако авторы романа сомневаются относительно того, нужно ли с Григория брать пример, так как его жизненная философия - «своя рубашка ближе к телу». Ярчайше она дала о себе знать во время расправы с крепостными: на призыв Чипки заступиться за обиженных, Григорий, не сказал ни слова, исчез в чужом огороде, а дома хвалился перед Христей своим «поступком», называл крепостных ворами и голытьбой. Дружба Григория с товарищем детства «колеблется», как стрелка барометра: когда он вернулся с заработков с деньгами, то гордился перед Чипкой, когда же Варениченко поправил хозяйство, Григорий возобновил с ним товарищеские отношения. Одни исследователи называют Григория еще одним олицетворением «пропащей силы», другие считают его выбор положительным выходом из жизненных испытаний.

  • Очень привлекательный своей внешностью и молодецким запалом Максим Гудзь: «...Высокого роста, бравый, широкоплечий, как из железа сбитый, а к тому же еще прыткий, как заяц, певун-хохотун... Хороший с лица - полнолицый, румянец на всю щеку, с черными веселыми глазами, лоснящимся усом, - он был первый красавец на селе».

Ни Максим, ни его родители не знали крепостной неволи (его дед Мирон сумел в свое время отстоять казацкое звание): поэтому семья жила в относительном благосостоянии. Максим вырос непостоянным: за все брался с запалом и быстро охлаждался к той или иной работе. Наибольшим развлечением для него, маленького, была игра в бой с татарами. Так он воспитывал в себе смелость, которая выразительно сказалась в поединке с господским бугаем.

В холостяцком возрасте Максим верховодил всеми: красивый, сильный, веселый, смелый, острый на язык юноша нравился всем ровесникам. Однако затеи его становились все донимающими: занес ворота на верх дуба, вымазал вдове дегтем ворота... А когда полюбил водку и начал допекать крепостным, отец вынужден был отдать Максима в солдаты. Солдатской наукой он овладел быстро и со временем дослужился до унтер-офицера. Так же быстро и овладел нечестным промыслом - «прокормлением»: отрядил нескольких солдат, чтобы те собирали милостыню у населения, правда, эту «милостыню» то выпрашивали, то отбирали, а то и крали. Максим вступил в брак с вороватой Явдошкой.

Он собирал дань с «прокормления», а женщина - перепродавала краденое. Во время Крымской войны Максим, воспользовавшись ранением, вышел в отставку, потом вернулся в родной край и выстроил возле Песков дом-крепость. Здесь он продолжил свою преступную жизнь: грабил зажиточных и делился с соучастниками «добычей». Во время одного из ограблений его убили.

Способному, сообразительному, физически сильному, но аморальному мужчине такая судьба выпала не случайно. Промышляя разбоем, он не мстит за зло, не ищет правды, и именно этим отличается от Чипки: грабит ради наживы - и только. Итак, Максим олицетворяет другой, так сказать, чистый тип той же «пропащей силы».

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: