Метаморфозы сознания в драматургии Фриша

  

Первая послевоенная пьеса «Снова они поют» — одновременно реквием и предупреждение об опасности нового насилия над человечеством. Драматические по своей проблематике, но воплощенные нередко с помощью трагикомических средств, философские пьесы-притчи Фриша рассматривали актуальные проблемы недавнего исторического прошлого, пережитого европейским народом, с нейтральной — швейцарской — точки зрения. Драматург воссоздавал злободневные события, предоставляя им универсальное общечеловеческое содержания. Фриша - драматурга интересуют метаморфозы сознания и непредусмотренные поступки персонажей. Герой пьесы «Граф Эдерланд», добросовестно выполняя обязанности прокурора, неумолимого в отношении к обвиняемым, неожиданно сам совершает жестокое преступление, зарубив топором человека, к которому совсем не ощущает ненависти.

Он действует, покоряясь агрессивному импульсу, а потом уже целиком сознательно становится предводителем разбойничьей стаи. В этой почти невероятной экспериментальной ситуации оказываются два аспекта. Первый — пустота, опустошенность внутреннего мира героя, который привык существовать функционально и просто изменил в своем статусе «плюс» на «минус». Второй аспект этой послевоенной пьесы Ф. связан с напряженными размышлениями над трагическим опытом человечества, которое соблазнилось на политические и психологические установки фашизма. Фриш проникается вопросом о том, как нормальный человек превращается в убийцу и палача. Ответа в пьесе нет, но Фриш побуждает людей задуматься, а не предлагает готовые решения.

Обратившись к сюжету о Дон Жуане, Фриш наделил героя до сих пор неприсущей ему чертой — страстью к геометрии. Комментируя комедию, автор подчеркнул: «Если бы Дон Жуан жил в наше время, он бы (по крайней мере, так я его себе воображаю) занимался, скорее всего, ядерной физикой, чтобы познать истину». Севильский сорванец возникает в ипостаси современного интеллектуала, который стремится к логической ясности и точности. По своей натуре он является довольно сдержанным и не разрешает эмоциям взять над собой гору. Геометрия в контексте пьесы олицетворяет конкретное положительное знание. Дон Жуан увлекается точными науками, поскольку в них нет вранья и лицемерия, которые присущи человеческим взаимоотношениям. В пьесе прозвучала своеобразная критика тотального увлечения послевоенного поколения физикой, математикой и другими конкретными науками, которые выражают знание в формулах. Но у Фриша формула вступает в конфликт с мифом. Новейший фришевский Дон Жуан не может игнорировать легенду, на всемирном карнавале у него признанное амплуа знаменитейшего покорителя женских сердец. Рационалист побежден нашествием извечных человеческих страстей.

Жанр пьесы «Бидерман и поджигатели» автор обозначил как «поучительная пьеса без морали». Тем не менее, в этой сатирической комедии есть и поучительность, и мораль. Обыватель Бидерман впустил в свой дом террористов, которые таскают в дом канистры с бензином. Они грозятся сжечь весь город и в первую очередь — дом своего хозяина. Но Бидерман ни в чем не прекословит непрошеным постояльцам, он сам дает им в руки спички. Напрасно хор пожарников, который пародирует хоры в античных трагедиях, предупреждает конформиста об опасности, страх парализует его способность к сопротивлению. Он убеждает себя в том, что беда его обойдет. В пьесе воспроизведены размышления Фриша о том, как произошло, что фашизм подчинил своей диктатуре обывателей. Но в пьесе есть и второй план. Фриш старается постичь, почему обыватель не способен возвыситься над той социальной ролью, которую ему навязало общество.

В пьесе-притче «Андорра» действие происходит в выдуманной стране, название которой автор вынес в заголовок. В 1946 г. появился набросок сюжета пьесы, над которой Фриш работал вплоть до 1961 г. Писатель записал тогда в дневнике: «Жил в Андорре один мужчина, которого считали евреем. Можно было бы рассказать историю его происхождения, его жизнь среди андорян, о том, как везде к нему относились с предубеждением, с заранее созданным о нем убеждением...»

Герой пьесы — мальчик Андри действительно ощущает себя человеком, от которого все отреклись, так как именно так к нему относятся чистокровные жители Андорры. На самом деле он не еврей, но эту национальность ему навязали, и он привык к ней. Андри добровольно берет на себя роль жертвы. Общество, по мнению Фриша, дважды провинилось перед мальчиком: оно сделало его изгоем и погубило его. Гибель Андри в финале воспринимается как обвинение любому расизму.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: