Методы по движению мысли (по содержанию учебного материала)

  

Метод обучения  - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика - наука о всеобщих связях и развитии.

Диалектич метод - конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность - целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена группа методов организации и осуществления учебно -позновательной деятельности. На основе деятельности регулирования - методы стимулирования и мотивации. На основе деятельности контроля - вывел группу методов контроля и самоконтроля. Методы по движению мысли. Индуктивные и дедуктивные методы характеризуют важную особенность методов - способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. А. Индуктивные (от частного к общему). Он полезен в случаях, когда материал носит фактический характер. Б. Дедуктивные (от общего к частному). Применение его полехно при изучении теоритического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из общих положений. Слабость индукции в больших затратах времени, а дедукции - в возможности отсутствия необходимых знаний.

 Метод обучения  - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается индивидуально. Диалектика - наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич метод - конкретный подход ко всему. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Деятельность - целенаправленное отношение к деятельности с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах. На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения. Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил методы на 3 основные группы.

Под закономерностью понимается объективно существующая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями или процессами, характеризующая их развитие. Существует правило о связи содержательной и процессуальной сторон обучения: каково содержание, таковы и методы. В науковедении принято различать динамические и статистические законы. 1 -е отличаются тем, что их действия однозначны при одинаковых условиях независимо от времени и пространства. Статистические предполагают отклонение от результатов при одинаковых условиях. Они распространяют свои действия на общество и человека. В объяснении существования общества и человека действуют только статистические законы, так как люди непредсказуемы. В педагогике действуют так же статистические закономерности. Принято одни из них характеризовать как объективные (независимо от деятельности), и др - субъективно -окрашенные (в зависимости от деятельности и средств).

Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части. Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение студентов умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу. Из этого принципа вытекают требования: 1.логика учебного процесса должна обеспечивать подведение учеников к новым научным понятиям, не отраженным еще в предмете.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Специальные исследования показывают, что при упрощенном содержании обучения снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Однако следует учитывать принцип, выдвинутый Л.В. Занковым, который предлагал обучение на высоком уровне трудности. Однако в данном случае высокий уровень трудности предполагает преодоление препятствий. Этот принцип помогает раскрыть духовные силы обучаемого, дает им простор и направление.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: