Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Любознательность, изобретательность мальчиков»


     
  • «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Любознательность, изобретательность мальчиков»

    Цель: продолжать обрабатывать идейно-художественное содержание произведения, характеризуя поступки и поведение главных героев произведения; выразительно пересказывать интересные эпизоды из повести; развивать культуру связной речи, логическое мышление, память; умение высказывать грамотно мысли, чувства, наблюдения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству Я. Стельмаха; прививать интерес к следствиям собственной работы.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: портрет Я. Стельмаха, библиотечка произведений писателя; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Литературная викторина «Жизнь и творчество Я. Стельмаха».

    1. Где, когда и в какой семье родился Я. Стельмах? (30 ноября 1949 года, Киев; в семье писателя).

    2. К какому знаку зодиака принадлежал будущий художник? («Стрелец»).

    3. Чем с детства увлекался Ярослав Михайлович? (Спорт, музыка, иностранный язык).

    4. На каких музыкальных инструментах Я. Стельмах умел играть? (Фортепиано, гитара).

    5. По каким видам спорта Я. Стельмах получил разряды? (Бокс, борьба).

    6. Назовите высшее учреждение, которое закончил будущий писатель? (Киевский институт иностранных языков).

    7. Чем занимался Я. Стельмах, получив высшее образование? (Преподаватель Киевского пединститута, университета; переводческая деятельность).

    8. Какое произведение Я. Стельмах перевел впервые? (Эскимосского писателя Маркузи «Гарпун охотника»).

    9. Когда появилась первая книга писателя для детей и какая? (1975г., «Манок»).

    10. Назовите драматические произведения писателя. («Привет, Синичка!», «Школьная драма», «Викентий Преумный»).

    11. Произведение, которое свидетельствует о знании Я. Стельмахом детской психологии, раскрытии внутреннего мира ребенка, называется...(«Митьказавр из Юрковки»).

    12. Назовите особенности, характерные для художественных произведений Я. Стельмаха. (Захватывающий сюжет, тонкий юмор, яркое изображение фигур маленьких героев).

    Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

    III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    IV. Основное содержание урока.

    Родственников дает нам судьба. И как хорошо, что друзей мы можем выбирать сами.

    Ю. Тувим.

    Сколько мира, столько и чуда. Народная пословица.

    1. Продолжение работы над обработкой содержания произведения Я. Стельмаха «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера»: III р. «Озеро. Змеи любят сено», IV р. «Таинственный и - р-р-р какой страшный. Хороший мальчик. Нервные могут дальше не читать».

    1.1. Выразительное выборочное чтение, пересказ интереснейших эпизодов III и IV разделов.

    1.2. Тема: изображение единства человека и природы (путешествие ребят к озеру, восхищение красотой окружающей среды, интересная тайна водохранилища).

    1.3. Идея: возвеличивание целеустремленности, настойчивости, смелости, изобретательности ребят в выполнении задачи, которую они получили от школьной учительницы, несмотря ни на какие страшилища.

    1.4. Основная мысль: в природе есть свои тайны, которые можно раскрыть при условии ее понимания, гуманного и доброжелательного отношения к ней.

    1.5. Композиция.

    Экспозиция: путешествие ребят к озеру; обзор шалаша из сена.

    Завязка: встреча с Василием Трошем, который купался в озере; подарок велосипедиста ребятам (янтарный камешек).

    Кульминация: рассказ велосипедиста о чудовище, которое будто бы живет в озере.

    Развязка: ребята решают заночевать возле озера.

    1.6. Сюжет.

    1.6.1. III раздел.

    Собрав все необходимое для путешествия, ребята отправились в лес на озеро. Сергею очень понравилась бабушка Митьки, так как она не надоедала им любыми вопросами, предостережениями. Странствуя, упомянул о своей неудачной помощи по хозяйству на селе (выполол рассаду вместо сорняка; когда рубил дрова, то полено отскочило и прямо по лбу; доил корову, а еще она сжевала его панаму).

    Неудовольствие ребят вызвал Василий Трош, который неожиданно выехал навстречу ребятам на тропе и едва не наехал на них. Путешествуя дальше, ребята увидели шалаш из соломы. Митька предостерег Сергея от опасности, тыкая груду сена со всех сторон рукояткой сачка, так как там могли быть змеи. Эти существа, по мнению Митьки, любят находиться в сене.

    1.6.2. IV раздел.

    Ребята каждый день наслаждались красотой природы, озера. Однажды Сергей с Митькой увидели велосипедиста, который купался в озере. В знак примирения с ребятами Василий им подарил желтый прозрачный камешек - янтарь. Велосипедист рассказал ребятам о страшной тайне: в озере живет чудовище, об этом свидетельствуют глубокие царапины на стволах деревьев возле водохранилища, корни двух-трех деревьев были подрыты, чешуя от коры укрыла землю, на песке следы здоровенных лап, будто от крокодила, теленок исчез в воде. Для того, чтобы выяснить правдивость этого факта, ребята решают заночевать возле озера и проследить за ним.

    1.7. Обсуждение содержания разделов с вопросами:

    1.7.1. III раздел.

    • Как писатель описывает загадочность местности, по которой путешествуют ребята? («...за рекой шумит верховье, где голубизна неба заглядывает в синь лесного озера, где птицы радуются погожему дню, куда влечет нас свободная жизнь»).

    • Что Митька отметил положительного в бабушке Сергея?

    • О какой собственной «помощи» в селе вспоминал Митька?

    • Чем обеспокоил Василий Трош ребят во время путешествия лесом?

    • Почему бесформенная груда на холме привлекла внимание ребят?

    • Для чего Митька тыкал рукояткой сачка со всех сторон груду сена?

    • Что рассказал Митька о змеях?

    • Чем лесная местность была опасной?

    • Бывали ли вы в лесу? Чем он вас поразил?

    • Что вам известно об ориентировании на местности?

    • Если человек заблудился в лесу, как ему необходимо вести себя в этой ситуации?

    • Какие животные живут в вашем лесу?

    1.7.2. IV раздел.

    • Чем наслаждались ребята, находясь на озере?

    • Кого увидели Сергей с Митькой в озере? Как они это восприняли?

    • Что интересного подарил Василий ребятам в знак примирения с ними?

    • Что узнали ребята из рассказа Василия о янтаре?

    • Какую тайну поведал Василий ребятам?

    • Какие факты свидетельствуют о том, что в озере кто-то живет?

    • Известно ли вам что-то о Лох-Несс?

    • Почему ребята поверили велосипедисту?

    • Как решают Сергей с Митькой выяснить достоверность рассказанного Василием Трошем?

    • Какой вопрос необходимо был согласовать ребятам с бабушкой?

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Решение тестовых задач.

    III раздел «Озеро. Змеи любят сено».

    1. Чем Сергею понравилась бабушка Митьки? Она:

    а) вкусно готовила пищу; б) была веселой и жизнерадостной; в) не старалась контролировать и поучать ребят.

    2. Крестьянские ребята поглощены заботами следующей работой:

    а) мотыжат огород; б) ремонтируют трактора; в) собирают яблоки и груши.

    3. Путешествуя к озеру, ребята встретили Василия Троша, который ехал им

    навстречу на велосипеде и назвал их:

    а) «мандриками»; б) «мухоловами»; в) «скитальцами».

    4. Что увидели ребята на холме?

    а) шалаш; б) палатку из камыша; в) кучу мусора.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Митьказавр из Юрковки, или химера лесного озера». Любознательность, изобретательность мальчиков», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.