Михаил Коцюбинский: периоды творчества

  

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 5 сентября 1864 г. в городе Виннице в семье чиновника. Начальное образование получил в Барской школе; на протяжении 1876- 1880 гг. учился в Шаргородской духовной семинарии. Мечтам Коцюбинского о гимназии и университете через сложные родственные и материальные обстоятельства осуществиться не удалось; недостаток систематических знаний пришлось наверстывать с помощью самообразования. Писатель интересовался общественной жизнью, пришел в восхищение идеями народовольцев, за участие в нелегальном движении попал под полицейский надзор. 1891 года Коцюбинский получил право работать народным учителем. После довольно непродолжительного периода учительствования он достал посаду сотрудника Филлоксерной комиссии, которая занималась организацией борьбы с вредителем винограда филоксерою. Работая в комиссии, писатель с 1892 по 1896 год проживал в Бессарабии и в Крыму. Знакомство с жизнью молдавского и кримско-татарского народов обозначилось на тематике его произведений. На начало работы в комиссии приходится сближение Коцюбинского с «Братством тарасовцев» организацией молодых интеллектуалов, которые стремились во всем быть последовательными, «сознательными» украинцами в противоположность старшему поколению так называемых украинофилов, предрасположенных к сотрудничеству с колониальной администрацией. После перенесенной в 1896 - 1897 гг. болезни, писатель непродолжительное время был сотрудником Житомирской газеты «Волынь», а 1898 года переселился в Чернигов, где работал в земской управе. Одновременно он активно участвовал в культурной жизни города, устраивал литературные вечера, поддерживал писателей-начинающих. В 1900-х годах здоровье Коцюбинского значительно ухудшился. Больное сердце заставляют его отправиться на лечение в Италию. Благодаря пенсии, которое предоставило писателю Общество приверженцев украинской литературы, науки и штуки, он достал возможность оставить отягощающую работу в земстве. Тем не менее, обострение болезни не разрешило полностью переключиться на литературную работу. Умер писатель 12 апреля 1913 г., похороненный в Чернигове.

Коцюбинский, позднее, учась в семинарии, писал стихи и прозу. В 80-х - 90-х годах писатель прошел сложный путь усовершенствования литературной техники. Определенное время его проза еще оставалась в стилевых границах этнографического реализма с его вниманием к крестьянским темам и бытописанием, вместе с тем в ней

выражалась четкая тенденция к усилению психологизма. В это время автор написал интересные рассказы для детей: «Харитя», «Елка», «Маленький грешник», обратился к морально-этической и социальной проблематике в произведениях «На веру», «Пятизлотник», «Хо», «Для общего добрая» и др.

Логической в творческой эволюции Коцюбинского постоянное воззвание к украинским писателям, составленная им вместе из М. Чернявским. Авторы призвали к обновлению тематики произведений и литературному стилю, считая, что украинскому писательству не следует ограничиваться лишь крестьянскими темами, ориентируясь на вкусы интеллигентного читателя. Провозглашенные намерения Коцюбинский стремился реализовать в своей художественной практике. С начала 1900-х в его творчестве усиливается импрессионистическая манера письма, котоаяе предусматривает специфическую технику воспроизведения непосредственных впечатлений, которые и представляют то «сообщение», что несет в себе произведение. Ярким образцом импрессионистического стиля является новелла Коцюбинского «Ипиегтегго». В ней поиск внутреннего равновесия личности героя передается через поток сложных и непостоянных впечатлений. Отдельные произведения прозаика объединяют элементы реалистического стиля с импрессионистическим. Это касается и повести «Райя тогапа», что изображает украинское село перед волнениями 1905-1907 гг. и во время этих событий. Первая часть произведения, завершенная 1903 г., стилистически написана в реалистической манере. Другая часть повести была завершена в 1910 г. Не удивительно, что семилетняя временная дистанция и драматические события в жизни общества, которые состоялись за это время, обусловили эволюцию стиля в направлении усиления импрессионистической составляющей. Вообще впечатление от первой русской революции стали основанием целого ряда первоклассных произведений писателя - «Смех», «Он идет», «Неизвестный», «Регзопага», «Кони не виновные» и др.

Последний период творчества Коцюбинского характеризуется его интересом к загадочному миру народной мифологии. Результатом такой заинтересованности постоянное появление одного из лучших произведений писателя «Тени забытых предков». Обратившись к жизни карпатских украинцев, автор изобразил поэтический мир давних гуцульских традиций, сильных и неудержимых чувств, органического единства с природой.

Вообще художественная практика Коцюбинского свидетельствует о значительном прогрессе в развитии украинской прозы. Для нее характерны тенденции проблемно-тематического обновления, интересные жанровые и стилевые поиски. Писатель по праву считается одним из наиболее ярких и оригинальных фигур в украинской литературе конца XIX - начала XX столетий.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: