• Михаил Коцюбинский. Рассказ о писателе. «Дорогой ценой»

    Цель:            создать психологический портрет писателя; помочь ученикам усвоить содержание пролога и І части повести «Дорогой ценой»; развивать навыки работы с текстом эпического произведения; оказывать содействие воспитанию активного отношения к жизни.

    Тип урока: урок изучения лица писателя и восприятие и обработка содержания художественного произведения.

    Методы, приемы и формы работы: выразительное чтение, инсценирование, ассоциации, оценивание, эвристическая беседа, проблемное изложение.

    Оборудование: портрет М. Коцюбинского (художник М. Жук); видеозапись экскурсия в музей М. Коцюбинского в Чернигове (по материалам литературно-краеведческой экспедиции); тексты повести «Дорогой ценой», учебник, карта Украины.

    Ход урока.

    I. Мотивационный этап. Обеспечение эмоциональной готовности учеников к уроку.

    —  Сегодня мы начинаем изучение творчества чрезвычайно интересного писателя. Чем именно интересного? Думаю, каждый из вас найдет свой ответ на этот вопрос. Это, кстати, один из моих любимых писателей. Его называли солнцепоклонником. В украинскую литературу вошел как непревзойденный знаток природы и человеческой души. Первое произведение написал на русском языке. Это Михаил Коцюбинский.

    II. Определение цели и планирование.

    —  На изучение темы отводится четыре урока. Мы познакомимся с лицом писателя, прочитаем повесть «Дорогой ценой» и рассказом «Что записано в книгу жизни». По изученному материалу вы будете писать домашнее произведение.

     

    Учитель записывает на доске тему урока и предлагает восьмиклассникам определить его цель.

    ІІІ. Обработка учебного материала

    1. проверка домашней задачи с актуализацией опыта

    — Вы прочитали дома воспоминания о писателе. Расскажите друг другу, что в характере Коцюбинского вам больше всего понравилось и почему.

    (Ученики обмениваются впечатлениями в парах, после чего один из них «озвучивает» результат по образцу: «Я узнал, что... больше всего понравилось в характере Коцюбинского... Мне понравилось...).

    —  А меня поразило трудолюбие Коцюбинского. Человек, который не получил официального высшего образования (закончил Шаргородскую духовную семинарию, университет так и остался мечтой), своими силами постиг 9 языков. А еще
    оптимизм. «Я всегда был большим оптимистом и до сих пор не потерял веру в людей, в победу всего светлого над тьмой и злом»,— писал Коцюбинский. Он называл себя огне- и солнцепоклонником. «Солнце! Я тебе признательный. Ты сеешь в мою душу золотой засев — кто знает, что выйдет
    из того семени? Может, огни? ...Когда же ты гаснешь и убегаешь от меня — создаю твое подобие, даю имя ему «идеал» и прячу в сердце. И он мне светит».

    2. Ассоциативное рисование.

    Нарисуйте, с чем (кем) ассоциируется у вас писатель.. (Ученики рисуют, комментируют рисунки).

    3.   Заочная экскурсия в музей М. Коцюбинского.

    – Любите ходить в гости? Поедем в Чернигов, где на тихой Сиверянской улице (ныне М. Коцюбинского) стоит дом писателя. (Ученики просматривают видеофрагмент экскурсии в музей Коцюбинского). Именно здесь проходили литературные вечера (понедельники, субботы). Именно здесь была написана повесть «Дорогой ценой».

    4. Актуализация субъективного опыта.

    - Читая произведение, мы что-то ощущаем, о чем-то думаем. А какими были ваши ощущения? Продолжите высказывание: «Прочитав повесть «Дорогой ценой», я ощутил... понял... подумал...» («Микрофон-2»: озвучение наработок).

    - Но правильно ли мы поняли автора? Как об этом узнать? Необходимо внимательно прочитать, проанализировать содержание, охарактеризовать образы. То, что мы и планировали сделать.

    Инсценировка (часть І, от начала произведения до слов «Так безопаснее будет»).

    6. Беседа на осмысление содержания произведения.

    Какую роль в воспитании Остапа сыграл дед? Найдите соответствующие строки в произведении.

     

    • Оставим Остапа и Соломию на берегу и посудим, почему же автор начинает первый раздел диалогом? (Мы знакомимся с основными персонажами, проникаемся их заботами). 
    • Что можем сказать о них на основе первого знакомства? 
    • Что заставило Остапа убегать? 
      • О чем мечтает Остап дорогой? (Выразительное чтение эпизода с І раздела от слов «Представляется ему Дунай...» до «Видишь ли, Соломия?..» ).
      • Здесь Остап увидел, что кто-то настигает его. Предусматривали ли вы, кто это?
      • Почему Соломия покинула мужа и пошла за Остапом? Пошла бы она сама?
      • Зачитайте, как объясняет Соломия свой поступок. Дайте название эпизода.
        • Какой представляет свою жизнь в Сечи Соломия? (Мечтает каждый по-своему. Мечты Остапа романтические. Соломия же больше всего стремится быть рядом с любимым, хочет поддержать, помочь).
        • Выразительно прочитайте эпизод, в котором рассказывается, как Соломия отрезала косу. Как автор передает эмоциональное состояние Соломии? Как характеризует героиню этот эпизод. (Соломия любит, поэтому ради возлюбленного она готова пожертвовать даже жизнью).
        • Проследите по карте путь беглецов. Какую дорогу надо было преодолеть, да еще и пешком! А сколько опасностей (беглецы же!). И все это ради чего?
        • Во ІІ разделе Коцюбинский рассказал об историческом прошлом Украины. Со временем этот раздел стал прологом к произведению. Что называется прологом? Подсказку можете найти на с. 186 учебника.
        • Как вы думаете, почему автор сделал этот раздел прологом?
          • Прочитайте начало произведения. Объясните выражение «Ярмо было наложено на шею дикому туру». А почему же Остап сравнивает своих односельчан с волами («Воткнул вол шею в ярмо да и безразлично ему, тянет, хоть бы что...»)?
          • Что символизируют образы дикого тура и вола?
            •  Обратили ли вы внимание, какое слово повторяется в прологе чаще всего? (Можно предложить заранее подготовленному ученику сделать короткое сообщение).
            • Какую же смысловую нагрузку несет пролог?
              • Проследите, как изменял автор названия произведения: «На волю», «Из неволи», «Воля», «Дорогая воля», «За дорогую цену», «Дорогой ценой». Прокомментируйте название произведения.

    IV. Рефлексивно-Оцениваемый этап.

    - Устно продолжите высказывание: «Сегодня на уроке я понял...».

     

    V. Домашняя задача.

    Обязательное: дочитать повесть; пересказать один эпизод от лица кого-то из персонажей (например, от лица волка).

    По желанию: составить ребусы, кроссворды по повести «Дорогой ценой».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Михаил Коцюбинский. Рассказ о писателе. «Дорогой ценой», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.