• Михаил Лермонтов (1814-1841) Жизнь и творчество

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Его отец, Юрий Петрович, вел свою родословную от шотландского дворянина Георга Лермонта, который в начале XVII столетия вступил на службу в русскую армию и погиб на войне. Род Лермонтовых был небогатый, отец поэта воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге, дослужился лишь до чина армейского капитана и имел привычки провинциального франта и кутилы. Мать, Мария Михайловна, была богатая и получила прекрасное воспитание. Арсеньева по отцу, Столыпина по матери, она имела близкую родню среди сенаторов и генералов и могла рассчитывать на блестящий брак.

    Однако страстная романтическая любовь к бедному соседу заставила ее вопреки воли родителей выйти замуж за Ю. П. Лермонтова. Брак оказался несчастливым, Юрий Петрович предавал жену, мог поднять на нее руку. Мальчик рос в условиях постоянных семейных ссор. Ему не исполнилось еще и трех лет, когда умерла мать.

    После ее смерти враждебность между отцом Михаила и бабушкой, (Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, умной и властной женщиной, которая не одобряла замужества дочери, усилилась. Бабушка, которая беспредельно любила внука, хотела единолично распоряжаться его судьбой и добилась своего. Говорили, что она откупилась от зятя, выдав ему 25 000 рублей. Мальчик остался с ней и виделся с отцом очень редко. Он тяжело переживал разлад между ближайшими ему людьми, идеализировал отца, считая его жертвой преследований и несправедливых обвинений. Семейная драма позднее повлияла на мотивы лирики поэта, его настроения.

    Рифмовать Лермонтов начал, едва лишь научился говорить. Первые его серьезные поэтические попытки относятся до 1828 года. Хотя в ранней лирике Лермонтова много ученических, подражательных стихов, в них уже намечены темы и мотивы, которые станут сквозными для всего его творчества: одиночество, отчуждение, человеческие распри, «мировая скорбь», разочарование и т.д.

    Детство Лермонтова прошло в Тарханах, имении Арсеньевой в Пензенской губернии. Мальчик получил хорошее домашнее образование (гувернер-француз, бонна-немка, чуть позже  преподаватель-англичанин). Французским и немецким языками он с детства владел как родными, по-английски свободно читал и переводил. Летом 1825 года бабушка повезла внука на воды на Кавказ, его поразила красота и величие кавказской природы и на всю жизнь он полюбил горы. Детские впечатления сохранились в его творчестве («Кавказ», 1830, «Синие горы Кавказа, приветствую вас!,.», 1832). Во время поездки одиннадцатилетний мальчик впервые влюбился в одну из своих маленьких спутниц, и это чувство запомнилось ему на всю жизнь.

    В 1828 году Лермонтов был зачислен полупансионером в 4-й класс благородного пансиона при Московском университете. Здесь когда-то учились Жуковский, Грибоедов, Тютчев и другие русские поэты. Свое образование Лермонтов пополнял самостоятельным чтением. Его любимыми авторами становятся Пушкин и Байрон. По образцу пушкинского «Кавказского пленника юный поэт создает собственное произведение-переработку под тем же названием.

    Лермонтов не был красавцем: невысокого роста, коренастый, кривоногий, с широкими плечами и большой головой. Сам он привык считать себя почти уродом. Но у него были выразительные черные глаза, высокий смуглый лоб, над которым среди черных волос с детства выделялась белокурая прядь. Когда поэт дышал радостью или гневом, лицо его делалось прекрасным и вдохновенным. Постоянными упражнениями он развил в себе физическую силу, отлично ездил верхом, стрелял и фехтовал.

    В 1830 году, в 16 лет, Лермонтов поступил на морально-политическое отделение Московского университета (т.е. на факультет политических и философских наук). На это время приходятся первые серьезные любовные увлечения поэта - Екатериной Александровной Сушковой и Натальей Федоровной Ивановой (Первой посвящены стихи 1830 года «Сушковой», «Стансы», «Ночь», «Наследование Байрону» и т.д., так называемый «ивановский» цикл 1830-1832 г.: «Н.Ф.И.», «Я не унижусь перед тобой...» и т.д.). Однако трагизм, привнесенный подростком в свои чувства, вызвал только насмешку барышень, и тем сильнее страдало от этого самолюбие молодого поэта. Любовная лирика Лермонтова отличается повышенным драматизмом, включает мотивы измены, гибели и т.п. Переживая неудачу влюбленности, поэт формулирует для себя принцип жизненного поведения, своеобразный моральный закон:

    • Я горд!.. - прости! люби другого,
    • Мечтай любовь найти в другом;
    • Чего бы то ни было земного
    • Я не сделаюсь рабом.
    • («Я не унижусь пред тобой...», 1832).

    Третьим по времени адресатом лирических стихов Лермонтова становится Варвара Александровна Лопухина, сестра университетского товарища поэта. «Молоденькая, милая, умная, как день, и в полном смысле замечательная», Варенька Лопухина «была натура пылкая, увлеченная, поэтическая и в высшей степени симпатичная»,- вспоминал троюродный брат и близкий друг Лермонтова А. П. Шангирей. Чувство к ней оказалось сильнейшим и самым долгим, очевидно, Лермонтов сохранил его до самой смерти. В 1835 году В. А. Лопухина по настойчивому требованию родителей вышла замуж за богатого, но пожилого и нелюбимого ей Н. Ф. Вахметьева. Лермонтов тяжело пережил эту, как он считал, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество пасмурными тонами. К Лопухиной обращено множество стихов («Она не гордой красотой...», «Мы случайно сведены судьбой...», «Валерик», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и др.). Эта женщина стала прототипом ряда лермонтовских героинь («Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени» и др.).

    На лирику 1830-х годов наложило отпечаток байроническое мироощущение Лермонтова. Лирический герой, отброшенный обществом, «светом», «толпой», будто сосредоточивает все свои

    душевные силы на любимой, которая становится для него центром и смыслом жизни. В женщине он любит свою мечту, свой идеал. Любовь переживается как чувство глубокое и мучительное, часто она превращается в поединок: кто победит, кто кому будет рабом? Образ любимой может воплощать в себе как «ангельское» начало, так и недостатки «мира» - неверность, бездушие, пустое тщеславие, легкомысленное кокетство, неспособность оценить силу и самоотверженность любви поэта. Создается особая шкала ценностей: любовь равноценная жизни, потеря ее - смерть, конец любви означает гибель героя.

    Лермонтов сравнивает свое лирическое «я» с драматическими судьбами других поэтов, прежде всего Дж. Байрона, в биографии которого он ищет аналогии с собственной судьбой. Он воспринимает Байрона почти как поэтического двойника, учит английский язык по его произведениям, гордится тем, что у них общая «страна предков» - суровая и дождливая Шотландия. Вместе с тем поэт рано начинает сознавать как трагическую обреченность, так и неповторимость своего жизненного и творческого пути («Не думай, чтобы я был достойный сочувствия...», 1830; «Нет, я не Байрон, я другой...», 1832). Ранняя лирика Лермонтова напоминает лирический дневник, она отражает беспрерывный самоанализ молодого поэта и его стремление осмыслить свое «я». Образ байроновского романтического героя во многом определял поведение Лермонтова. Он так же окружал себя атмосферой бунта и одиночества, непонимания и разочарованности. Все зло, всю несправедливость мира поэт воспринимал как свое личное горе, как причиненное ему личное оскорбление, смириться с которым он не мог и не хотел. Победить или погибнуть в поединке с судьбой - такая была цель его жизни:

    • Я рожден, чтоб целый мир был зритель
    • Торжества иль гибели моей...
    • («Мы случайно сведены судьбой...», 1832).

    Поэт словно предчувствовал, как мало времени ему отпущено судьбой. Семнадцатилетним юношей он писал:

    • Мне жизнь все как-то коротка,
    • И все боюсь, что не успею я свершить чего-то!..
    • (1831 июня 11 дня»).

    Герой ранней лирики Лермонтова стремится к безграничной воле и одновременно ощущает себя узником, невольником жизни. Эти два основных мотива - воли и неволи, стремление бури, борьбы и вынужденного покоя - отражены в стихе «Парус» (1832) - наверное, известнейшем из ранних произведений поэта. Лермонтовский парус стал символом вечного несогласия, вечного мятежа романтической души, которая стремится достичь недосягаемое. Противоречие между морем и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и мятущейся человеческой личностью, которая, брошенная в океан бытия, не знает счастья ни в покое, ни в буре, так как после бури приходит покой, а после покоя - буря.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Михаил Лермонтов (1814-1841) Жизнь и творчество, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.