Школьные сочинения по украинской литературе > Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского > Михаил Семенко – поэт-футурист. Урбанистические мотивы лирики («Желание», «Город», «Приглашение»)


     
  • Михаил Семенко – поэт-футурист. Урбанистические мотивы лирики («Желание», «Город», «Приглашение»)

    Цель:   ознакомить одиннадцатиклассников с авангардными тенденциями в украинской поэзии 20-х лет ХХ ст., дать понятия «футуризм», охарактеризовать фигуру М. Семенко в украинской литературе, обосновать его значение для развития украинской поэзии, шлифовать умение школьников выразительно и осознанно читать стихи, выделять основные мотивы, главную мысль, характеризовать настроение, ритм, развивать экспериментаторские, поисковые способности учеников, воспитывать высокие морально-этические черты простого человека.

    Тип урока:     изучение нового материала.

    Оборудование: портрет Михаила Семенко, раздаточный материал «Литература в таблицах и схемах», поэзии поэта.

    Ход Урока.

    I. Организационный момент. мотивация учебной деятельности учеников.

    II. Объявление темы и цели урока.

    III. Восприятие и усвоение учебного материала.

    4.         Выразительное чтение стиха «Город».

    5.         Беседа с учениками.

    •          Опишите свои впечатления от прослушанной поэзии. (Это эксперимент со словом, звуком).

    •          В поэзии определите, какие образы (зрительные или слуховые) преобладают? Прокомментируйте свой выбор. (Звуки в самом деле отображают поспешность, шум, гам, суету большого. Тарахтит транспорт, шумят заводы, идут дымы, а люди живут своей жизнью - любят, болеют, радуются).

    6.         Чтение стихов «Желание», «Приглашение».

    7.         Анализ произведений.

    Комментарий к изучаемым поэзиям.

    Ведущим поэтическим образом в поэзии М. Семенко является город. Его он воспевал в нескольких поэзиях с одноименным названием. Эти произведения имеют другое название по первой строке: «Вдыхаю я тонкий яд...», «Солнце освещало...», «Вечер по дождевой...», «Город мокрый», «Вот то степь...» и др. А также в стихах с чрезвычайно выразительными названиями, которые отображают городскую атрибутику: «Дома», «Тротуар», «Улицы», «Асфальт», «В кафе». Михаил Семенко захватывается городскими пейзажами, с удовлетворением вдыхает запах бензина, обожествляет быстрое движение, которое он называйте «жизнедвижением», любит посидеть с друзьями в кофейне, сходить в кино, которое входило тогда в моду. В поэзии он главным критерием ценности считает оригинальность мысли и словесную игру. Даже из названий произведений Михаила Семенко можно понять, что он является приверженцем неологизмов. О значении многих таких слов читатель легко догадывается, а над некоторыми приходится задуматься. Произведения М. Семенко держат читательскую мысль в постоянном напряжении, поэтому их интересно читать и анализировать.

    Возьмем, например, стих «Желание». Только такой оригинальный художник, как Михаил Семенко, мог поставить такой бессмысленный, на первый взгляд, вопрос:

    •          Почему нельзя перевернуть мир?

    •          Чтобы поставить все вверху ногами?

    Оказывается, что подобное «желание» М. Семенко может осуществить сам, и не обнаружится смельчака, кто посмел бы ему возразить. Переворачивание мира, осуществленное лирическим героем поэзии М. Семенко, выглядит кое-что странным. Он снимает луну и дает ей «березовую кашу», раздает детям звезды вместо игрушек, а служанке Маше дарит весенние березы, чтобы ее полюбил Петька. Михаил Семенко любит постоянные изменения, постоянную динамику, Его не устраивает даже сама природа, он называет ее «балаганом» и стремится, чтобы ее «черти ухватили», ведь его «желание» невозможно выполнить. Стих «Приглашение» - это обращение к грядущим поколениям. Поэт всем тем, кто хочет его «дух вызвать» обещает показать множество миров «оригинальных и капризных», множество путей, а также отворить замкнутые двери. Михаилу Семенко удалось победить «все стихии и дожди», поэтому, конечно, прогуляться с ним ночью было бы интересно.

    Такую же интересную прогулку обещает поэт и во втором стихе с аналогичным названием «Приглашение». на этот раз он предлагает подняться на Батиеву гору, так как там «хорошо», «симпатично и разноцветно». Поэт знает, что кое-кто смотрит на футуристов «как на зверей», тем не менее, он хочет преодолеть такое несправедливое отношение со стороны общества к нему и его друзьям, стремится доверия и доброжелательности со стороны читателей, он пишет:

    Люди мы сильные, молодые, смелые — Не боимся никого и желаем всем добра.

    • Определите образ лирического героя стиха «Желание». (Лирический герой горит желанием превратить мир, он представляет себе, что все будет рационально, с пользой: звезды - детям, краски - красивой девушке, чтобы ее полюбил мальчик. Герой преисполнен радости жизни, которую дает природа).

    8. «Открытый микрофон». (Побуждение к высказыванию собственной мысли).

    Прослушав поэзию «Приглашение», видим, что лирический герой представляет себя духом из того мира. Он говорит о том, насколько жизнь таинственная и загадочная, сколько в ней дорог, которые надо преодолеть, какой разнообразный у человека выбор. Познать то бытие и небытие - это дойти «до последнего пункта», отворить «двери замкнутые». Не каждый на это решится, ведь ждут путешественника «все стихии и дожди». Прогуляться во тьму, попробовать постигнуть тайны жизни и приглашает читателей поэт вместе со своим лирическим героем.

    •          Представьте, какими репликами могли бы вы обменяться с лирическим героем поэзии во время «путешествия во тьму»?

    •          Выскажите свои взгляды на жизнь и ее выбор.

    IV.       Закрепление изученного материала.

    1.         Ролевая игра.

    От лица писателя рассказать о таких этапах его жизни:

    •          получение начального образования;

    •          первый поэтический дебют;

    •          второй период творчества;

    •          активное участие в общественной жизни литературной Украины.

    2.         Выступление ученика-«исследователя» («В мире интересного» - см. дополнение).

    3.         Работа с терминами.

    Для характеристики авангарда в украинской поэзии 1920-х годов выберите соответствующие термины и объясните их значение:

    •          футуристические группировки;

    •          барокко;

    •          урбанистические мотивы лирики;

    •          литературные организации;

    •          авангардные тенденции;

    •          импрессионизм.

    V.        Домашняя задача.

    1.         Выучить биографию М. Семенко.

    2.         Уметь анализировать произведения писателя.

    3.         Подготовить сообщение о неоклассиках.

    Дополнение к уроку.

    В мире интересного (выступление ученика-«исследователя»).

    Азиатское происхождение Михаила Семенко - факт общеизвестный. Анатоль Петрицкий оставил нам словесный и акварельный портреты лидера украинского футуризма: «И вот Семенко. Это человек маленького роста, и во время встречи с ним первое, что бросается в глаза, это огромная шевелюра волос, искореженная, как у негра. Когда вы долго присматриваетесь к нему, замечаете пару косых глаз китайца, - я думаю, что объясняется это тем, что его мать длительное время жила как не в Японии, так во Владивостоке. Одевался Семенко всегда со вкусом, костюм, что он больше всего уважал, был светло-серый и имел на себе пятна, - такой, который часто носят бывшие греки и турки в экзотических кафе Одессы. Я и сейчас представляю, как живого, Семенко в многолюдном кафе, в сером костюме, без воротничка, который ест рахат-лукум и пьет кофе по-турецки.

    На стенке напротив меня висит портрет любимого моего поэта Пушкина, работы художника Кипренского... Я бросил взглядом и заметил - так, он мне напоминает Пушкина, - такой, рост, нос, чуб - только у Пушкина глаза круглые, а у Семенко косые-прекосые...».

    А вот и автопортрет М. Семенко: «...лицо его вмещало в себе черты всех наций и рас, его волосы был черные, как уголь шахт, а глаза блестели огнем татарских ватр, скитских костров и юпитерами европейских ателье...».

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Михаил Семенко – поэт-футурист. Урбанистические мотивы лирики («Желание», «Город», «Приглашение»), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Творчество Малышко, Сосюры, Рыльского
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.