• Михаил Семенко – поэт-футурист

    Представитель авангардного искусства начала ХХ столетия, единственный, кто выступил и поэтом, и теоретиком украинского футуризма, Михаил Семенко был трагической и чрезвычайно яркой фигурой украинской литературы, неоправданно забытым во времена монополии «социалистического реализма».

    Михаил Семенко (Михаил Васильевич) родился 31 декабря 1892 года в с. Кобинцы Миргородского района на Полтавщине. Его мать - Мария Проскурина - была писательницей и привила любовь к литературе еще в детстве.

    Начальное образование Семенко получил в Хорольской гимназии, а по ее окончанию - в Курском реальном училище. В 1911 году поступает в Петербургский психоневрологический институт. Закончив двухлетние общеобразовательные курсы известного педагога А. С. Черняева, он становится студентом природоведческо-исторического отделения педагогического факультета. Именно на этот период приходится начало творческого пути поэта.

    Поэтическим дебютом М. Семенко стал сборник «Prelude» (1913). В него вошли традиционные романсовые стихи элегического типа, благозвучные, сентиментальные, присущие молодым поэтам-начинающим. Под наблюдением Д. Загудела, М. Семенко «пел таким же соловушкой, как и другие». Находясь в России, он не мог остаться в стороне бурных событий в русской литературе, новых творческих направлений - модернизма, символизма, футуризма. В конце концов, отбрасывает как бесперспективное модернистское направление и постепенно склоняется к авангарду. Его кумирами в то время были русские поэты-футуристы.

    В 1914 году М. Семенко оказывается в Киеве. Однако с началом Первой мировой войны Михаила мобилизовали в царскую армию (по другим данным Семенко хочет уехать в Америку, но в 1914 году задерживается во Владивостоке).

    С 1916 до 1917 г. служит телеграфистом во Владивостоке. Там же вступает в подпольную группу РСДРП (б). Вернувшись в Киев в конце 1917 г., именно в разгар освободительной борьбы, активно включается в литературный процесс, становится одним из предводителей возрождения и развития национальной литературы.

    Его поэзии (напечатанные еще в «Украинском доме») и сборник «Prelude» импонировали украинским «модернистам». Но поэт, считая свой первый сборник лишь пробой пера, решительно порывает с молодомузовцами и хатянами.

    Футуристический этап творческой эволюции М. Семенко начат еще в его манифестах-предисловиях к сборникам «Дерзание» и «Кверо-Футуризм» (1914). Семенко бесповоротно отходит от традиций хаток, считая, что обновление национальной лирики связано именно с авангардом. Его поисковый футуризм требует полного возражения предыдущего художественного опыта, деканонизации любого авторитета в литературе. И это не декларация, это активное действие. Очень драматически воспринимаются его не совсем этические выпады против культа Т. Шевченко в украинской литературе, против хуторянского, провинциального искусства, вообще против всего, что базируется на традиционной национальной почве.

    М. Семенко привлекает «красота поиска». Проникаясь судьбой национального искусства и Украины, он в то же время пишет произведения очень далекие, или и вообще отчужденные от национальных традиций, за что его часто подвергают критике представители почти всех литературных течений. С формальной стороны, творчество М. Семенко склоняется в сторону формально-графического выражения, охарактеризованного ныне как поэзомалярство. И хотя по объему период кверо-футуризма не весьма объемный, но именно с ним связан большой скандал: «Легче трем верблюдам с телочкой в 1/8 ушка иглы сейчас пролезть, чем футуристу сквозь украинскую литературу к своим продраться», - иронизировал по этому поводу со временем Семенко.

    Тем не менее, футуризм не единственное направление творческих заинтересованностей поэта. Еще в 1915 г. он пишет цикл «Точки и пятна», начиная им «второй период» своего творчества, обозначенный ощутимым влиянием импрессионизма (циклы «Осенняя рана», «Пьеро любит»). Это дает толчок к попыткам модернизации традиции лирики.

    Вышеупомянутые циклы написаны в форме солдатского дневника. В поэзиях преобладает интеллектуальное видение окружающего мира, а также тонкий психологический анализ, ориентированный в чувствительную сферу человеческих переживаний. Из лучших образцов любовной и медитативной лирики этого периода - «Кондуктор», «Ночь», «Заплети косу крепче!». Значительный психологизм в определенной мере стал следствием штудирования у известного психолога Бехтерева. Творческий задел этого периода очень плодотворный - сборники «Пьеро кажется» (1918), «Пьеро любит» (1918), «Девять поэм» (1918), «Два поэзофильма» (1919). Следует указать, что наклон к импрессионистическим и символистским мотивам, продиктован темой любви, Семенко маскирует за Пьеро - лирическим героем, близким к внутренним душевным ощущениям самого поэта. Первый том полного собрания М. Семенко имеет название «Арии трех Пьеро». Третий «Пьеро» - сборник «Пьеро мертвопетлюет» (1919) - возвращение к поэтике футуризма, гневной, эпатажной и эксцентричной.

    Михаил Семенко активно участвует в общественной жизни литературной Украины: организовывает футуристическое движение в искусстве, издает «Универсальный журнал» (Киев, 1918, выходит лишь 2 номера), журнал «Фламинго», в издании которого принимает участие художник А. Петрицкий (1919), «Альманах трех» (Киев, 1920, за подписями М. Семенко, О. Слисаренко, Г. Любченко), одно число «Катафалка искусства» и много др. Каждое из этих изданий сплачивало вокруг себя способную творческую молодежь. Именно в них дебютировали позднее такие известные писатели, как Н. Бажан, Ю. Яновский, Р. Лисовский и много других. Представленные в периодических изданиях и в сборниках поэзии были довольно разноцветными по жанрово-стилевой тематике, но тема стихии города была доминирующей темой Семенко-Футуриста.

    Своеобразность урбанистической тематики Семенко, которая отличает его из всех других футуристов, состоит во введении в текст произведения научно-технической терминологии, разговорно-бытовой лексики, синтаксических осложнений, а также в мастерском переходе от обобщенного к конкретным образам-элементам города («Фонарь», «Тротуар», «Улица»). В. Ковш по этому поводу заметил, что М. Семенко всем творчеством «Сооружает в украинской поэзии культ урбанизма». Параллельно с творчеством М. Семенко и дальше разрабатывает теорию футуризма. Организовывает группы «Ударная группа поэтов-футуристов» (1921), «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристов, 1921), редактирует целый ряд футуристических однодневок. Ради литературы он даже жертвует ответственной партийной должностью, для чего вообще выходит из партии.

    В 1922 г. он провозглашает панфутуристическую теорию, по которой классическое «академическое» искусство, достигнув вершины развития, начинает агонизировать. А потому, говорит Семенко, не надо ждать, пока оно отомрет, надо деструктировать его, чтобы из обломков сконструировать новое – метаискусство (надискусство).

    В 1924 г. выходит еще один сборник - «Кобзарь», в котором были собраны произведения поэта 1910-1922 гг. В противопоставлении «Кобзарю» Шевченко - старание показать суть разницы между литературами ХІХ и ХХ ст. Новые книги М. Семенко имеют названия «Степь» (1927), «Маруся Богуславка» (1927), «Малый Кобзарь и новые стихи» (1928) - поэт и дальше упрямо бесит коллег-оппонентов по творческой ниве, снова презентуя свои супре-, футуро- и куба-поэзии, хотя рядом с ними находим и традиционные стихотворные формы («Оксания», «Тоска», «Атлантида» и т.п.).

    Конец двадцатых лет. Коммунистическая машина все больше и больше давит на творческую свободу поэта, принуждая выполнять заказ на социальную тематику. Как и В. Маяковский, М. Семенко вынужден обратиться к созданию функциональной поэзии (сборник «Из советского дневника»), что по сути является схематическим пересказом газетного текста, стихотворными лозунгами и агитками: «Писать об активности мне нужно, забыв о человеческой душе».

    В это время футуризм как литературное направление исчезает. Он исчерпал себя как система идейно-эстетичных установок, а интересные элементы его поэтики были отброшены задекларированными пролетарской литературой эстетичными принципами, как вредные и антисоветские. Принужденный идеологически-политической системой «отречься» от футуризма, М. Семенко постепенно отходит от литературного процесса. Чтобы как-то удостоверить свою принадлежность к поэтам, он еще пишет унизительный стих «Начинаю рядовым», который был воспринят критикой как свидетельство окончательного краха футуризма, что и удостоверил сам лидер этого направления.

    Частично выход из затруднительного положения М. Семенко находит в обращении к жанру памфлета и стихов острого социального значения, что импонировало его острословию и остроумию. В 1930 году выходит сборник памфлетов и стихов М. Семенко «Европа и мы», в котором ирония автора граничит с сарказмом.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Михаил Семенко – поэт-футурист, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.