Мои размышления по роману «Преступление и наказание»

  

Почему при названии «Преступление и наказание» преступлению Р. Раскольникова, его подготовке, почти хронометрическому рассказу о событиях посвящена в романе только одна часть из шести, даже наказание занимает несколько страниц эпилога, а почти весь роман посвящен раздумьям героя и другими событиями? Причин для убийства старой ростовщицы, в которой он видел олицетворенное зло, Родион Раскольников имел много - и социальных, и, так сказать, философских. Очень интересно, что среди социальных и сугубо экономических причин не только то, что касается его лично, - это круг значительно шире. Автор будто нанизывает на нить бесконечный ряд. Комната, которая похожа на гроб. Жалкая одежда со шляпой, которая бросается в глаза даже на этих улицах, а в центре города ему охотно дадут милостыню. Невозможность продолжить обучение в университете и устроиться на работу. Какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода.

Письма матери, которая существует на мизерную пенсию, да еще и старается ему помочь. Ужасный выбор - жертва его чистой, умной сестры Дунечки, которая собирается выйти замуж  не просто за немилого, а за чужого даже по духу человека, чтобы только помочь семье. Казалось бы, довольно, но круг переживаний Раскольникова шире, сердце болит еще и за другое. Вот несчастная семья Мармеладова, где больная женщина бьется с тремя детьми, а сам он пьет от отчаяния. Его старшая дочурка, которая вынуждена пойти на улицу, чтобы брат и сестра не умерли от голода. Тот самый жребий, который со временем вытянет и маленькая Полечка. Даже незнакомая пьяная девушка на бульваре, которую уже постигла беспощадная судьба. Десятки и сотни приниженных и обиженных, которые живут на чердаках и в подвалах вокруг, что становятся от этой серой нуждающейся жизни злыми и жестокими, как те, что в страшном сне-бреду героя издеваются над старым конем.

За Раскольниковым, верней за Достоевским, чужой боли не бывает. Может, действительно следует убить эту гадкую Елену Ивановну, чтобы ограбленные ею деньги, завещанные монастырю, отдать людям, спасая их? Еще одна причина - философское, раздумье о своем месте в жизни. Кто он - герой или тварь дрожащая? Чтобы проверить себя, доказать небудничность собственной натуры, Раскольников решает сделать этот шаг к «единичному злу ради добра». А предпосылкой есть случайно услышанное, что Лизавета вечером пойдет по делам, а старая останется сама и что возле нее квартиры пустые.

По теории Раскольникова все человечество делится на героев, которым все дозволено, и «тварей дрожащих». Конечно, хочется считать себя человеком не тварью, а тем, что «имеет право».          Проверка этой теории практикой, как мы узнали из романа (да и из истории человечества), страшна: поднимая себя «над людьми», можно оторваться «от людей», остаться «без людей», задыхаясь в одиночестве. Помните, как после убийства Родиону тяжело в круге близких, возле матери и сестры? Поэтому, кто переступил черту, назад не вернется. Если переступил уголовный закон, тебя подвергнет наказанию общество, если моральный, тебя будут наказывать люди и сам будешь наказываться, пока ты человек в высшем понимании слова.

Образы Лужина и Свидригайлова как предостережение на этом пути, возможно пути героя и даже читателя. Казалось бы, Лужин стережется глас закона. Но насколько отвратительно его отношение к нареченной и ее матери, когда он считает, что они целиком в его руках! Признавая только власть денег, он не понимает их оскорбления, негодования и считает, что невеста подняла голову, только узнав о наследстве Марфы Петровны. Чтобы отомстить, он хочет поранить как можно больнее: выставить в плохом свете Раскольникова. Для этого годятся все средства, даже обвинения в краже беззащитной девушки в самый день погребения отца, бессовестная подделка с деньгами. Этот человек не доходит до последней границы, за которой вступает в силу уголовный закон, но разве он становится от этого менее отвратительным?!

Свидригайлов показан более разносторонне, за ним больше нарушений разного масштаба, как уголовных, так и просто моральных, сугубо человеческих. Он тоже пользуется прежде всего собственным «эго». Но есть в нем последняя капля совести, которая и может воспринимать чужие желания и волю, помогает ценить чужие добродетели. Доводит Дунечку до отчаяния, спекулируя на ее переживании за брата, он все же отпустит девушку, склонившись перед ее моральной силой, человечностью и чистотой.  Больше того, уходя от жизни, где все надоело, он побеспокоится о других, сделает целую серию добрых дел: обеспечит сирот Мармеладовых, даст Соне возможность поехать за Родионом, поможет своей малолетней игрушке - невесте... Может, где-то в подсознании он сам пришел в ужас от совершенного им в жизни? А в истории человечества есть еще более ужасные воплощения этой теории «сверхчеловека». На первый взгляд, всеразрешения не так уже и далеки от Ницше, Гитлера...

Есть ли в романе действительно, со всех сторон, положительный герой?  Этот роман, несмотря на интересный детективный сюжет, на психологическую глубину, кажется мне каким-то пасмурным. Наверное, дело в том, что в нем нет положительного героя - такого, чтобы со всех сторон был положительным. Сначала очень хочется поставить на это место товарища Раскольиикова - Розумихина. Даже ищешь указание на это в его фамилии. Энергичный, сообразительный, он не сидит сложив руки. Не требуя ничьей помощи, сам помогает себе и не отказывает в поддержке другим. Это значительно лучше, чем лежать голодным на диване в грязной комнате, доводить себя мыслями до отчаяния, а потом брать в руки топор. Причем  не «тварь дрожащая», не какой-либо робот, а человек, который веселится, встречается с друзьями, даже влюбляется.

Его помощь товарищу тоже искренняя, какая-то легкая, веселая, он не обременяет ни себя, ни другого. Он, как ребенок современных лет, хочет дело открыть, порядочно заниматься чем-то нужным и значимым. Неплохо, чтобы невеста была не просто любимая умная девушка, а и с небольшим капиталом. Он и тещу будет уважать, и брату жены поможет, не откажет в затруднительный час - все спокойно, ладно, умно, ни с кем не ссорясь. Он ничего не станет изменять в существующем порядке, он просто умно приспособится к нему. Даже как-то обыденно рядом с Раскольниковим, который хочет быть лучшим, более сильным, чтобы помогать людям, воспринимается этот Розумихин, так как он хочет просто быть одним из людей, чтобы помогать себе.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: