Школьные сочинения по украинской литературе > Авторские сочинения по произведениям Остапа Вишни > «Моя автобиография» – юмористический рассказ писателя о своем жизненном пути Остапа Вишни


     
  • «Моя автобиография» – юмористический рассказ писателя о своем жизненном пути Остапа Вишни

    Цель:   ознакомить учеников с жизнью и творческим наследием писателя-юмориста; развивать чувство комического; воспитывать любовь к наследию Остапа Вишни, стремление углубить знания путем самостоятельного чтения произведений и литературы о творчестве писателя и его жизни.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: портрет Остапа Вишни, выставка произведений писателя, мультимедийное дополнение «Жизнь и творчество Остапа Вишни», схема анализа эпического произведения, план-образец характеристики художественного образа-персонажа.

    Ход урока.

    І. Организация класса.

    ІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

    ІІІ. Актуализация опорных знаний. Цепочка мыслей.

    Что общего у Валерьяна Подмогильного с А. Франсом, Оноре де Бальзаком, Ги де Мопассаном?

    ІV. Проверка домашней задачи.

    1. Анализ романа В. Подмогильного «Город» по представленной схеме.
    2. Краткие сведения об авторе (прежде всего те, что помогут лучше понять специфику анализируемого произведения).
    3. История написания и издания романа.
    4. Жизненная основа (реальные факты, которые стали толчком и материалом для произведения).
    5. Жанр.
    6. Конфликт. Тема, идея, проблематика произведения.
    7. Композиция произведения, особенности сюжета, их роль в раскрытии проблем.
    8. Значение внесюжетных элементов.
    9. Система образов, их роль в раскрытии проблем произведения. Приемы создания характеров. Художественные детали.
    10. Языковая своеобразность произведения.

    10. Итог (художественная ценность произведения, его место в заделе автора и в литературе, восприятие этого произведения критиками и современниками писателя и его более позднее прочтение).

    2. Характеристика образов-персонажей по плану.

    1.         Введение. Место персонажа в системе образов произведения.

    2.         Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

    •          Социальное и материальное положение.

    •          Внешний вид.

    •          Своеобразность мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек.

    • •          Характер деятельности и основных жизненных устремлений.
    • •          Влияние на окружающий мир (основная сфера, виды и типы влияния).
    • Область чувств:
    • •          тип отношения к окружающему;
    • •          особенности внутренних переживаний;
    • •          авторское отношение к персонажу.

    4.         Какие черты личности героя проявляются в произведении:

    • •          с помощью портрета;
    • •          в авторской характеристике;
    • •          через характеристику других действующих лиц;
    • •          с помощью предыстории или биографии;
    • •          через цепь поступков;
    • •          в языковой характеристике;
    • •          через «соседство» с другими персонажами;
    • •          через окружающую обстановку.

    5.         Вывод. Какая общественная проблема привела автора к созданию этого образа?

    V. Восприятие и усвоение нового материала.

    1. Слово учителя.

    Остап Вишня... Под таким именем вошел в литературу несравненный Павел Михайлович Губенко, выдающийся мастер слова и большой гражданин. «Читая Остапа Вишню, народ и улыбался, и полнился радостью, и печалился, и приходил в негодование - многих и многих струн его души затрагивало вишневское человечное, мудрое, острое и нежное слово».

    2. Изучение жизненного и творческого пути Остапа Вишни.

    Родился Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) 13 ноября 1889 г. на хуторе Чечва возле городка Грунь Зиньковского уезда на Полтавщине (ныне Ахтырский район Сумской области) в многодетной крестьянской семье.

    Закончил начальную, потом двухклассную школу в Зинькове, со временем продолжил обучение в Киеве, в военно-фельдшерской школе, после окончания которой (1907 г.) работал фельдшером - сначала в армии, а со временем - в хирургическом отделе больницы Юго-Западных железных дорог. И, как вспоминал писатель, он не собирался посвятить себя медицине - итак, работая в больнице, старательно «налегал» на самообразование, сдал экстерном экзамен в гимназии и в 1917 г.поступил на историко-филологический факультет Киевского университета; однако скоро оставил обучение и посвятил себя журналистской и литературной работе.

    В 1919 г. П. Губенко, как и немало энтузиастов возрождения национальной культуры, попадает в Каменец-Подольский, весной 1920 г. возвращается в Киев. Осенью его арестовывают. Впрочем, не выявив «компромата» в действиях П. Губенко ни при гетманщине, ни при петлюровщине, его выпускают из тюрьмы в апреле следующего года.

    П. Губенко становится работником республиканской газеты «Вести ВУЦВК» (редактировал ее В. Голубой), а несколькими месяцами позднее - и ответственным секретарем «Крестьянской правды» (редактировал С. Пилипенко), на страницах которой 22 июля 1921 г. под фельетоном «Чудаки, ей-богу!» впервые появилась подпись «Остап Вишня».

    Журналистская деятельность стала своеобразным источником ежедневной школы жизни. Молодому сатирику хватало жизненных наблюдений, комических красок и жажды творчества - именно поэтому он чуть ли не каждый день мог выступать на страницах «Вестей», «Крестьянской правды» и других изданий с улыбками, фельетонами или просто с лаконичными язвительными отзывами на то или иное событие.

    Слово юмориста пользовалось все большей популярностью. Выходят друг за другом и сборники улыбок писателя: «Дали небесные» (1923), «Кому веселое, а кому и печальное» (1924), «Репяшки», «Вишневые улыбки (сельские)» (1924), «Вишневые улыбки крымские» (1925), «Чтобы и хлеб родился, чтобы и скот плодился», «Лицом к селу», «Украинизируемся» (1926), «Вишневые улыбки кооперативные», «Вишневые улыбки театральные» (1927), «Ну, и народ», «Вишневые улыбки заграничные» (1930); двумя изданиями (1928 и 1930) увидел мир сборник «Улыбок» в четырех томах и т.п. Вообще же на протяжении десяти лет на украинском языке (если принимать во внимание и многочисленные переиздания) появилось около ста книг сатиры и юмора Остапа Вишни, произведения юмориста печатаются в переводах на русский и другие языки братских народов Советской страны, тираж их достигал на то время колоссальной цифры...

    26 декабря 1933 г. Остапа Вишню арестовали; 23 февраля 1934 г. судебная «тройка» определила степень наказания - расстрел, а 3 марта решением коллегии ОДПУ его заменили десятилетним заключением. Писатель отбывал эти сроки в Ухте, Коми АССР, на руднике Эджит-Кирта - был на разных роботах, некоторое время работал фельдшером, плановиком в лагере, в редакции многотиражки Ухтпечтабора «Северный горняк». В своей «захалявной» книжечке юморист с горечью писал: «Сижу я и работаю в редакции «Сев[ерный] гор[няк]». Переписываю лагерные заметки - готовлю их в печать».

    Для формирования и становления писательского таланта Остапа Вишни незаурядное значение имели определенные биографические факторы. Детство юмориста, как уже упоминалось, прошло на Полтавщине, где особенно ощущались любовь и уважение к славным землякам-классикам И. П. Котляревскому и Н. В. Гоголю (произведениями последнего будущий писатель увлекался уже в школьные годы); сызмала познавал Павел Губенко все премудрости крестьянского быта, воочию видел яркие типы людей работы, захватывался их сочным языком, в котором часто отзывалось остроумие народного юмора.

    Работа в печати стала своеобразным продолжением, уже на высшем уровне гражданской зрелости, этой ежедневной школой жизни, которую добросовестный и наблюдательный литератор проходил с исключительной неутомимостью. Молодому журналисту и писателю Остапу Вишне хватало жизненных наблюдений и комических красок - именно поэтому он чуть ли каждый день мог выступать на страницах «Вестей», «Крестьянской правды» и других изданий с улыбками, фельетонами или и просто с лаконичными язвительными отзывами на то или иное конкретное событие. Его слово пользовалось необыкновенной популярностью.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: «Моя автобиография» – юмористический рассказ писателя о своем жизненном пути Остапа Вишни, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.