«Моя автобиография» – юмористический рассказ писателя о своем жизненном пути Остапа Вишни

  

В 1934 г. выдающийся юморист был незаконно репрессирован и смог вернуться к литературной работе лишь в 1944 г. Первым произведением, которое знаменовало возвращение писателя, стала «Зенитка», опубликованная в газете «Советская Украина» 26 февраля 1944 г., - она обошла все фронты, часто читалась по радио, вызывая теплую улыбку у бойцов и тружеников тыла и добавляла им веру в близкую победу над врагом. Как и раньше, Остап Вишня всем сердцем воспринимает заботы и хлопоты народные - экономические, политические, морально-воспитательные, культурно-художественные, что сполна удостоверяют его книги улыбок «Зенитка» (1947), « Весна-Красна» (1949), «Мудрость колхозная» (1952), «А народ воевать не хочет» (1953), «Большие растите!» (1955), «Несчастная любовь» (1956) и прочие.

Юморист работает над переводами произведений русской и мировой классики - Н. Гоголя, А. Чехова, О. Сухово-Кобылина, Марка Твена, О'Генри, Б. Нушича, Я. Гашека, Я. Неруды, русских советских писателей.

Остап Вишня вел и большую общественную работу. Он принимал участие в деятельности литературных объединений «Плуг» и «Закалка», в организации и редактировании, вместе с В. Голубым, первых двух номеров журнала «Красный перец» (1922) и продолжил работу в этом же журнале, когда в 1927 г. было возобновлено его издание. Известна работа Остапа Вишни в оргкомитете Союза писателей Украины и во Всесоюзном оргкомитете, которые осуществляли подготовку к созданию республиканской и союзной писательских организаций.

После Великой Отечественной войны Остап Вишня - член редколлегии журнала «Перец» и один из наиболее активных его сотрудников, член правления Союза писателей Украины, других общественных организаций республики, участник многочисленных встреч с читателями.

До последних дней жизни (умер Остап Вишня 28 сентября 1956 г.) он отдавал талант и вдохновение своим читателям.

3. Своеобразность творческого наследия.

Остап Вишня - писатель, который в 20-х гг. ХХ ст. поощрил миллионные массы к чтению украинской литературы. Он был «королем украинского тиража». При жизни юмориста увидели мир более 100 сборников его произведений, некоторые неоднократно передавались.

В большом творческом заделе писателя представлены разнообразные жанры малой прозы (улыбка, юмореска, фельетон, памфлет, автобиографические рассказы), но везде присутствует иронически улыбающийся автор в роли мудрого, остроумного рассказчика.

Остап Вишня ввел в украинскую литературу и утвердил в ней новую разновидность юмористического рассказа, который сам же и назвал улыбкой. Лаконизм, меткость, остроумие, ироничность, обязательное присутствие автора (в лирических отступлениях, отдельных репликах рассказчика) создают общую разоблачительную тональность такого произведения.

Тематический цикл улыбок: сельские, крымские, заграничные, реконструктивные, киевские, охотничьи и т.п..

Тематика произведений

•          украинское село в вековечной бедности;

•          судьба других народов;

•          развитие украинской культуры;

•          стремление необразованных людей к новой жизни;

•          партийная идеология;

•          проблемы развития национального языка;

•          возрождение национального достоинства украинского народа;

•          природа как источник красоты и вдохновения.

Особенности юмора Остапа Вишни.

•          Богатство оттенков и красок комического;

•          по-народному сочный язык;

•          своеобразно диалогизированное изложение действия;

•          мудрый, иронически улыбающийся взгляд рассказчика на затронутые проблемы.

Вывод.

Взнос Остапа Вишни в развитие украинской литературы весомый. Писатель был настоящим новатором, первым, кто прокладывал путь украинской сатире и юмору при новых условиях, часто для этого жанра крайне неблагоприятных, что и отразилось на жизненной и творческой судьбе мастера слова.

4. Теория литературы.

Комическое — результат контраста, разлада, противостояние прекрасного — безобразному, низкого — возвышенному, внутренней пустоты — внешнему виду, который претендует на значимость. Комическое, как и любое эстетичное явление является социальным. Оно находится не в объекте смеха, а в том, кто воспринимает противоречие как комическое. Комическое связано с общей культурой человека.

Формы комического.

•          юмор (использование остроумия и игры слов);

•          сатира (критика недостатков, разногласий);

•          ирония (скрытый смех, замаскированный серьезной формой);

•          сарказм («злая ирония», которая имеет разрушительную силу).

Фельетон — это художественно-публицистический жанр, в котором комическая сущность отрицательных явлений и ситуаций действительности раскрывается путем инверсионной, ассоциативной разработки темы с использованием авторских и фольклорных комически-сатирических образов.

Юмореска — небольшое стихотворное, прозаическое или драматическое произведение с комическим сюжетом, отличное от сатирического произведения легкой, шутливой тональностью. Здесь смех возникает в виде доброжелательной, эмоционально окрашенной эстетичной критики в остроумной, парадоксальной, иногда оксюморной форме, в аспекте морально-этических критериев, которые делают невозможным цинизм. В юморесках писатель изображает события и персонажей иногда неуместно, и именно это является основой смешного. Типичными художественными приемами, которые используются в юмореске является неправильное толкование какого-то явления, события, предмета, употребление слов и выражений шутливого характера, ласковых слов.

Улыбка — разновидность фельетона и юморески, введенная в украинскую литературу Остапом Вишней. Своеобразность жанра улыбки - в объединении бытовых зарисовок с частыми авторскими отступлениями, в лаконизме и остроумии.

Автобиографический рассказописание собственного жизненного пути (приближенное к мемуарам).

5. Анализ юмористического произведения «Моя автобиография».

«Моя автобиография» по жанру - юмористический рассказ, или юмореска. Композиция отвечает форме деловой бумаги - автобиографии. Произведение написано на протяжении 15-16 марта 1927 года, напечатано в издательстве «Книгоспилка» в том же году.

В «вступительном» этюде-разделе автор рассказывает о том, где и когда родился, о родителях и деде. Второй и третий этюды посвящены этапам обучения, формированию мировоззрения будущего художника слов. У Остапа Вишни что не предложение - то народная шутка, которая содержит глубинный подтекст.

Юмореска скомпонована из отдельных небольших разделов «фресок». Автор «выхватывает» ярчайшие, самые характерные эпизоды, события. Это не только жизнеописание, а и анализ пережитого автором. «Главнейшие моменты», преимущественно - веселые, иногда - трагические. Острый на слово юморист возникает серьезным и вдумчивым. Юмореска насыщена разговорной лексикой, повествовательными интонациями. Комизм ситуации базируется на контрасте. Произведение поражает человечностью, искренностью.

VI.       Итог урока. Цепочка мыслей.

Как вы понимаете слова М. Рыльского относительно автобиографического рассказа «Моя автобиография»: «Здесь - весь Вишня: любовь к жизни, любовь к человеку, ирония тому «счастливому» детству...».

VII.      Домашняя задача.

1.         Составить тестовые задачи к теме «Жизненный и творческий путь Остапа Вишни».

2.         Проанализировать рассказ «Моя автобиография».

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: