«Мысль народная» и «Мысль семейная» в романах Толстого

  

Сочинение на тему «Мысль семейная» в романе Толстого «Анна Каренина». «Анна Каренина» Толстого (в первом своем варианте-задумчивости должна была быть лишь развернутым рассказом о судьбе «пропащей» женщины из высшей среды. Однако чем дальше продвигалась работа Толстого над романом, тем более широкими становились его рамки, как это всегда бывало в у писателя, когда он начинал конкретно осуществлять свой литературный замысел, в своей окончательной редакции «Анна Каренина» превратилась на роман с очень широким и углубленным охватом действующих лиц и событий, вместив в себе и выбравши целые отрывки из русской жизни.

Главной героиней все одно оставалась Анна - трагедия жизни этой молодой, энергичной, неординарной женщины из высшего мира, которая сделала попытки пойти тем прямым путем, который подсказывала ей ее откровенная, честная натура, и которая через то погибла (отважилась на самоубийство) в западне жестокой и лицемерной светской условности с ее лживой моралью. Мужчина Анны -  Каренин - натура черствая, подобный канцелярской машине (живой души у него даже не ощущается; тем более нет такого «таланта к любви», которым щедро наделенная Анна).

Однако и в своей пылкой любви к Вронскому Анна тоже не находит счастья, ведь и в души Вронского и в его жизненных взглядах нет той широты, которая помогла бы Анне справится с теми тяжелыми испытаниями, что ей судила судьба, рядом с историей взаимоотношений Анны Карениной и Вронского в романе представлено и другую семейную пару - Левина и Китти. Здесь Толстой в значительной мере привлекает факты биографии своей жены в ее ранней молодости. Личная судьба всех героев «Анны Карениной» (как главных, так и второстепенных) показанная в тесных связях с эпохой 70-х лет в России прошлого столетия.

Все ведущее, что волновало широкие круги русского общества тех времен, нашло свое отображение в романе: переоформленный помещичий и крестьянский быт; образ жизни московского и петербургского высшего чиновничества и аристократии; научные и философские проблемы эпохи (проекты и дискуссии); даже проблемы искусства и политические "события - все это так или иначе отражено в «Анне Карениной». Таким именно чином расширилась тема романа, предварительно задуманного лишь как рассказ о судьбе неверной женщины, хотя тема семейная и в плане сюжетному, и в плане психологическому осталась здесь ведущей.

Вдобавок, если «Война и мир» за своим пафосом - это роман, пронизан вообще оптимистичным отношением к жизни, то в «Анне Карениной» преобладают уже расположения духа напряженной тревоги и глубокого внутреннего смятения, которое оказалось и в самой композиции и сюжетной линии произведения, и в некоторых других его «намекающих» моментах (печальная экспозиция романа - гибель железнодорожного сторожа на станции во время первой встречи Анны со Вронским;  навязчивые галлюцинации; пасмурные сны-предупреждения, зажженная и затухающая свечка как аллегорический образ смерти).

Сочинение на тему: «Мысль народная» в романе Л, Г. Толстого «Война и мир». К идее написания наибольшего произведения своей жизни - романа - эпопеи «Война и мир» Л. Г. Толстой пришел не сразу, а о повести «Декабристы», где рассказывалось о событиях 1856 года, т.е. об эпохе возвращения из Сибири героя произведения. И Толстой отступил от уже начатого: личность героя, как объяснил писатель в заметке-предисловию к роману, отодвигалась в его воображении на второй план, а на первое место выступала самая эпоха, которая предшествовала 1812 году, и, что ее подготовила - с ее людьми) молодыми и старыми, мужчинами и женщинами). По первому замыслу Толстого доминирующей темой была семейная, тема мира, а исторические события - лишь фоном для нее. Отсутствующим было описание Бородинской битвы; лишь эпизодически фигурировали Александр І, Кутузов, Наполеон, причем последнего было сначала изображено не так отрицательно, как в завершающем варианте «Войны и мира».

И лишь по мере того, как работа над романом двигалась вперед, он постепенно становился величественной эпопеей народных побед и славы, не потеряв, однако, и рис семейной хроники, намеченных уже в его первой редакции. Творчески изучая  и употребляясь у нее,

Толстой понял, которыми были ведущие движущие силы в героических событиях славленого людьми и событиями времени. Огромная художественная искренность Толстого вела его к тому творческому озарения, которое открыло ему настоящую правду жизни и истории. И в той «Войне и миру», которую мы знаем, главнейший герой - это русский народ, который защищает родную землю под вторжение непобедимого до тех пор, увенчанного лаврами Наполеона и его армии. С правдивостью историка и художника-реалиста Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливою.

Обороняясь, россияне подняли «дубинку народной войны, которая наказывала французов до тех пор, пока нашествие не будет прекращено». Скрытое раньше чувство патриотизма поднялось во всех слоях русского общества, так как ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали и купец Ферапонтов, и князь Андрей Волконские, который раньше впадал перед военным гением Наполеона. Итак, духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, - это та самая сила, которая воплотилась и в деятельности Кутузова как талантливого русского полководца, и в общественной деятельности аристократа Волконского, и в жизненных перипетиях Пьера Безухова, и в поступках и стремлениях Наташи Ростовой, и вот здесь вдохновляющая «народная мысль» сыграет для автора огромную роль, так как она более сильная за отдельные характеры и отдельные судьбы героев произведения.

 Именно в романе «Война и мир» в полной мере оказалась народности художественного гения Толстого. Она воплотилась в широте и эпичности сказа, во внутреннем патриотичном пафосе произведения, в утверждении места народа как решающей исторической движущей силы; в сокрушительной критиках блеска лишь внешнего, официозного и лицемерного некоторых высших кругов тогдашнего русского общества.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: