Национальный материал в пьесах М. Кулиша

  

Первая его комедия была «Так погиб Гусыня», написанная 1925 года. Провинциальное мещанство, запуганное революцией, в котором бенгальским огнем пылают мелкие страсти, пропахший нафталином быт, убогость и страх примитивных душ - вот объект сатиры. Следующая комедия Кулиша «Хулий Хурина» (1926) - это, в сущности, советский вариант провинциальной суеты, которую в «Ревизоре» М. Гоголя устраивают вокруг персоны Хлестакова. Таким перекликанием драматург делал ударение на холуйстве, чинопочитание, взяточничества, ползание бюрократии перед сильными мы мира сего - только теперь уже под советскими вывесками. Подобный проблематике посвящалась и комедия «Зона». Моральная деградация коммуниста Радобужного в центре внимания автора. Писателя все больше начинало мучить искривление революционных идеалов. Реальные практика строительства социализма начинала покрывать «голубые и красные звезды» подолом. Сложные мировоззренческие коллизии, внутренние драмы художник обрисован в его следующем произведении - «Народный Малахай». Перед нами, в сущности, живое воплощение «нового человека», призывами строить котор была преисполненная советская пропаганда. Поверив в заповеди социализма, Малахай Стаканчик стал их фанатичным проповедником.

Своим «Народным Малахаем» М. Кулиш сказал то, чего не отваживались говорить другие: о замене старой религии - религией новой, социалистической. Оно вырастало из сложных чувств украинского интеллигента, который уже видел, что вчерашние его мечты об «социализме», ради которого он под красным флагом шел на революционные баррикады, не находит продолжения в действительности, даже наоборот - безумием, насилием над человеком, социальным прожектерством, вытеснением Украины... из самой Украины. Разочарование писателя в «голубой мечте» усиливалось нарастающей национальной проблемой. На изломе 30-х уже было понятно, что политика украинизации свертывает. Мещанство радовалось этому, становилось воинственно-самодовольным. 1929 года Кулиш пишет комедию «Мина Мазайло», темой которой, за его же словами, есть именно «мещанство и украинизация».

Главный герой пьесы Мина Мазайло с комической целеустремленностью старается изменить свою фамилию на русское, более благозвучное, чем надеется повысить свое служебное положение. Драматург художественно правдиво показал в пьесе языковые 20-конфликты XX столетия, сделав ударение на необходимости рождения украинского языка, украинского менталитета, борьбы за развитие языка, сохранении национального достоинства. Замысел «Патетичной сонаты» тесно связанный с давним намерением Кулиша написать «сутки войны и революции». Это - борьба идей. Время действия  промежуток между февралем и октябрем 1917 года. Героиня пьесы Марина Ступа - защитница Украинской Народной Республики. Генерал Пероцкий - монархист, который спит и видит «царскую Россию». Идею социальной революции, которая ее символизирует красный флаг, несет большевик Лука, «Учитель запорожской кривые» Иван Иванович радуется, что «Украина воскресшая». Он превыше всего стремится национальной солидарности, стараясь примирить ради Украины красный и желто-голубой флаги.

Вот в этом «бермудском треугольнике» и барахтается украинская судьба. «Патетичная соната» М. Кулиша - это произведение о мучительном поиске Украиной своей судьбы на раздорожьях истории. Тем не менее рядом с драмой украинской судьбы центральной темой «Патетичной сонаты» есть трагедия в обстоятельствах социально-политических потрясений.

Писатель подводит нас к выводу, который не существует социальной идеи, в своей начальной сути, ради которой следовало бы платить жизням одного человека, сотен, а тем более - тысяч и миллионов людей.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: