Образцы творческих сочинений > Сочинения для младших классов > Народные колыбельные песни. («Ой ты, кот, коточек», «Ой ну, люли, дитя, спать»)


     
  • Народные колыбельные песни. («Ой ты, кот, коточек», «Ой ну, люли, дитя, спать»)

    Цель: ознакомить учеников с колыбельными народными песнями, особенностями этого жанра, охарактеризовать эти песни; уметь комментировать их содержание; объяснять лексические особенности; развивать навыки выразительного чтения, культуру связной речи, память, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; воспитывать уважительное отношение к родителей, народному творчеству, чувству любви к окружающей среде; прививать пунктуальность, интерес к следствиям своей работы.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: тексты песен (сборники, учебники), музыкальная запись Н. Лысенко «Колыбельная песня», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Беседа с вопросами:

    • Какие народные песни вам нравятся? Чем именно?

    • Как песня влияет на внутреннее состояние человека? Может ли она изменить ваше настроение?

    • На ваш взгляд, народная песня - это вид искусства? Собственные мысли обоснуйте.

    • Почему народные песни связаны с обычаями, обрядами, праздниками людей?

    • Правильно ли говорят, что песня помогает человеку жить? Мотивируйте собственные соображения.

    III. Проверка домашней задачи.

    1. Обзор художественной композиции «Мой любимый народный праздник». Ученический комментарий относительно этого.

    2. Мини-конкурс на лучшее выполнение наизусть щедривок и колядок.

    IV. Объявление темы, цели урока.

    Мотивация учебной деятельности.

    V. Основное содержание урока.

    Ничего лучшего нет, как та мвть

    молодая со своим ребенком маленьким.

    Т. Шевченко.

    1. Теория литературы.

    Колыбельная песня - лирическое песенное произведение, которое выполняется матерью (реже отцом или другим членом семьи) над колыбелью ребенка для того, чтобы его усыпить.

    Прослушивание мелодии Н. Лысенко «Колыбельная песня».

    • Что вы ощущаете во время восприятия этой мелодии?

    • Вспоминаются ли вам дошкольные годы? Эффект убаюкивания усиливается качанием ребенка в колыбели, но также и специфическими формальными средствами самого текста колыбельной.

    Первостепенную роль здесь играет однообразный ритм, который достигается многими средствами. Наиболее распространенный прием - разнообразные повторы, от анафоры до повторов целых строк в виде сквозных рефренов. Некоторые колыбельные построены так, что каждая строка повторяется по два или больше раз. Сюда приобщаются разнообразные фонетические эффекты, которые предоставляют языку мелодичности и ритмизации, а также колыбельные восклицания-клише «баю-баю», «Ой люли-люлечки» и т.п. Милозвучность языка усиливается путем использования уменьшительно-ласкательных форм (деточка, матушка, из-за которых также проявляется нежное, ласковое отношение к ребенку. Как правило, ребенок еще не понимает лексического значения слов колыбельной, но улавливает звуки, созвучные высказывания, и песня становится одним из путей его знакомства с миром. Поэтому, выполняя колыбельные, матери вкладывают в них все богатство чувств, которые хотят словами передать (навеять) грудному ребенку.

    Преобладающая часть произведений имеет форму монолога матери, обращенного к ребенку, или мысленного диалога с ним. Такая форма усиливает искренность и непосредственность высказываемых мыслей и чувств, дает пространство для импровизации.

    Мысли о будущей судьбе переплетаются с ощущением бремени бессонных ночей, тяжелой работы, недоли. Нередко эти разные мотивы объединяются, что дает основание считать одной из доминирующих черт поэтики колыбельных их мозаичность, которая совершается путем наслоения разных образов, смещение временных плоскостей (отношение к младенцу смешивается с раздумьями о том, что будет, когда ребенок станет взрослым).

    3. Анализ программных колыбельных песен.

    3.1. «Ой ты, кот, коточек».

    3.1.1. Выразительное чтение произведения.

    3.1.2. Особенность направленности колыбельной. Во многих колыбельных мотив присыпания связан с еще одним полумифическим существом - котом. Кот в славянских культах занимает весомое место, он символ оберега дома (спит на печи, стережет покой; не отходит далеко от дома, всегда возвращается). Кроме того, очевидно, издавна была подмечена способность кота быстро засыпать, спать большую часть суток. С этим был связан обычай класть кота в колыбель прежде чем туда клали ребенка.

    Текстов, где кот принимает участие в убаюкивании ребенка, очень много, во многих вариантах и разных объединениях. Кое-где четко прослеживается вера в то, что кот является оберегом для ребенка.

    3.1.3. Тема: воспевание колыбельной малышу со всяческими пожеланиями: быть умным, крепким здоровым, счастливым.

    3.1.4. Идея: вера матери в счастливое будущее своего ребенка.

    3.1.5. Основная мысль: для матери ее ребенок – самое ценное в жизни, ему она желает всяческих благ.

    3.1.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Что представляет собой кот как домашнее животное?

    • Из каких цветов девушки будут плести венок? (Рута, мята, крещатый барвинок, душистый базилик).

    • Какое значение имеет сон в жизни человека, в частности для малышей?

    • Что означают три цветочка, которые мать принесет ребенку? (Рост, сон, здоровье).

    • Почему мать беспокоится, чтобы у ее ребенка было здоровое сердце?

    • Как это произведение связано с устным народным творчеством?

    • А пела ли вам мать колыбельную? О чем именно?

    3.1.7. Художественные особенности произведения.

    • Обращение: «Ой ты, кот, коточек!», «Ой, спи, дитя, до обеда».

    • Милозвучность языка усиливается путем использования уменьшительно-ласковых форм; «венчик», «мятоньки», «барвиночек», «Василечек», «цветочки», «головоньку», «косточки», «сердчишко», «говорушки», «ладусеньки».

    • Повторы: «ой чтобы...».

    • эпитеты: «душистый василечек», «добрый ум».

    3.2. «Ой ну, люли, дитя, спать».

    3.2.1. Выразительное чтение произведения.

    3.2.2. Направленность произведения. Центральным является образ матери. Он преисполнен мечтами, мыслями о будущей судьбе ребенка. В песне выливаются чувства женщины, ее отношение к дочери или сыну в параллельном сопоставлении с ее собственной судьбой, раздумьями о жизни.

    3.2.3. Тема: пение матерью колыбельной как проявление любви к своему ребенку и желанию видеть его счастливым, здоровым.

    3.2.4. Идея: прославление материнской заботы, искренности, заботы о милом ребеночке.

    3.2.5. Основная мысль: главным для матери является, чтобы ее ребеночек: Счастье-Судьбу имел..

    3.2.6. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

    • Почему мать, присыпая ребенка, желает ему счастливой судьбы?

    • Можно ли считать, что женщина присматривает ребенка в трудное время? (Мать желает своему ребенку добрый час).

    • О чем свидетельствуют три выжатые женщиной цветка?

    • Что символизирует красные цветы?

    • Для чего человеку, особенно маленьким детям, необходимо спать? Задача. Спросите у своей мамы, пела ли она вам колыбельные и какие именно. Подготовьтесь ее спеть.

    3.2.7. Художественные особенности песни.

    • Сравнение: «как цветы краснело».

    • Обращение: «ой ну, люли, дитя, спать».

    • эпитет: «добрый час».

    VI. Закрепление изученного учебного материала.

    1. Обработка тестовых задач «Ой ты, кот, коточек»

    1. Что запрещалось котику? а) пугать девушек; б) есть сметану; в) выходить на двор.

    2. Какой цветок не будут вплетать в венок? а) базилик; б) розу; в) барвинок.

    3. Ребенку предлагается спать до обеда, пока...

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Народные колыбельные песни. («Ой ты, кот, коточек», «Ой ну, люли, дитя, спать»), тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.