Научные и литературные труды Ломоносова

  

Труды и открытия Ломоносова в области естественных наук очень велики и значительны. Это признавали такие известные европейские ученые того времени, как Вольф и знаменитый математик Эйлер, который писал, что он не знает никого, кто мот бы лучше Ломоносова разъяснить или доказать какой-нибудь трудный вопрос; Эйлер считал, что Ломоносов приносит честь не только Академии Наук, но и всей русской нации. Ломоносов написал множество трудов по физике, химии, астрономии и металлургии. Очень важны были его наблюдения над электричеством; он высказал предположение, что северное сияние происходил от электричества, что было впоследствии доказано в науке. Ломоносов доказывал также, что гроза происходит от атмосферного электричества; он установил первый в России громоотвод, причем работавший вместе с ним профессор Рихман был убит молнией. В области металлургии Ломоносов сделал открытия, определив, что янтарь, считавшийся в те времена минералом, есть окаменевшая смола; что каменный уголь образуется из разложения растительных остатков. В области астрономии он первый открыл атмосферу вокруг Венеры и в своем сочинении «Явление Венеры на солнце наблюденное» развил замечательную религиозную мысль о том, что занятия естественными науками ведут к изучению Божьего творения, и что нет противоречия между Святым Писанием и наукой. Создатель дал людям две книги, говорит Ломоносов: одна из них — природа, которая есть Евангелие «немолчно благовествующее Творческую силу, премудрость и величество»; другая книга возвещает Его волю, это книга Святого Писания — Библия.

В доказательство своей мысли Ломоносов приводит тво(рения св. Отцов Церкви, указывает на «Шестоднев» Василия Великого, на богословие Иоанна Дамаскина. По истории Ломоносов написал «Краткий Российский летописец» и «Российскую историю», которую он довел до смерти Ярослава Мудрого. Ломоносов доказывал, что первые князья русские, плававшие по Балтийскому морю, были славянского, а не скандинавского происхождения. С горячим патриотизмом, опираясь на серьезные исторические и научные доказательства, защищает Ломоносов эту мысль, опровергая теорию Миллера, который считал (как многие другие историки того времени), что государственный строй в России создан князьями из чужеземного племени, что поэтому русский народ не имеет права называться великим народом. Ломоносов написал несколько филологических сочинений: грамматику, риторику, «Письмо о правилах Российского стихотворства» и «О пользе книг церковных в Российском языке». Грамматика Ломоносова в сущности — первая русская грамматика, в которой он отделяет русский язык от церковнославянского и делит его на областные наречия, считая, что лучшее и самое красивое наречие принадлежит московской области.

Ломоносов горячо любил и высоко ценил красоту русского языка. Посвящая грамматику Великому Князю Павлу Петровичу, он писал: «Карл У-й, римский император, говорил, что ишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно: ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Риторика Ломоносова — сочинение не самостоятельное. Он излагает в ней все правила схоластической теории словесности. Но это был первый учебник риторики на русском языке, до Ломоносова риторику преподавали только по латыни.

Кроме того в своей Риторике Ломоносов приводит множество цитат из древних и новейших писателей: Гомера, Анакреона, Виргилия, Горация, Камоэнса и других; все эти цитаты прекрасно переведены самим Ломоносовым. Письмо о правилах Российского стихотворства» было уже упомянуто в биографии Ломоносова; оно было написано в виде приложения к оде «На взятие Хотина», и в нем Ломоносов доказывает необходимость употребления тонического стихосложения в русской поэзии. В сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов высказывает свою знаменитую теорию «трех штилей», оказавшую большое влияние на русскую литературу. Ломоносов делит все слова русского языка на три разряда. К одному разряду относятся слова, одинаково употребляемые в славянском и в разговорном русском языке, как например: Бог, слава, рука, ныне, почитаю; ко второму разряду относятся чисто славянские слова, которые, однако, понятны всякому грамотному человеку: отверзаю, Господен, насажденный, взываю; к третьему разряду относятся слова чисто русские, которых в церковно-славянском языке вообще нет, как например: (говорю, ручей, который, пока, лишь.

Согласно этому делению слов на три разряда Ломоносов развивает свою «теорию трех штилей», — высокого, среднего и низкого. Высокий стиль должен состоять из слов первого разряда, «славяно-российских» с примесью чисто-славянских, но не слишком устарелых. Этим стилем надо писать героические поэмы, оды и «прозаичные речи о важных материях». Средний стиль должен состоять из чисто русских слов (третьего разряда), к которому весьма осторожно можно прибавлять некоторые общеупотребительные славянские выражения.

Этим стилем следует писать все театральные сочинения, «в которых требуется обыкновенное человеческое слово, к живому представлению действия». Низкий стиль состоит из слов третьего разряда, т. е.

— чисто-русских, и славянских выражений в него допускать нельзя. Этим стилем надо писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описания обыкновенных дел». «Теория трех штилей» Ломоносова была свойственна духу ложно-классического направления литературы; она надолго поставила русских писателей в очень стеснительные рамки, вредившие ясности и простоте языка.

Ломоносов был очень талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он смотрел на него часто, как на способ красиво и привлекательно выражать свои научные взгляды и мысли, т. е. заставляя поэзию служить утилитарным целям. Так, например, он написал И.

И. Шувалову послание в стихах «О пользе стекла».

    «Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    Которые стекло чтут ниже минералов,
    Приманчивым лучем блистающих в глаза:
    Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса,
    Пою перед тобой в восторге похвалу
    Не камням дорогим, не злату, но стеклу».

Дальше Ломоносов говорит о происхождении стекла, о пользе, которую оно приносит людям и науке. Без стекла у нас не было бы очков, подзорных труб, микроскопов, барометров. «Коль много микроскоп нам тайностей открыл, Невидимых частиц и тонких в теле жил! Но что ж? Уже в стекле нам барометры Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры, Коль скоро дождь густой на нивах зашумит, Иль облаки, прогнав их, солнце осушит». Даже такая неблагодарная тема, как польза стекла, показывает поэтический талант Ломоносова: как легко и плавно льются его стихи!

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: