Школьные сочинения по украинской литературе > Сочинения по творчеству Г. Ф. Квитки - Основьянко > Николай Зеров. «Киев – традиция». Философичность, афористичность лирики


     
  • Николай Зеров. «Киев – традиция». Философичность, афористичность лирики

    Цель:   ознакомить учеников с группой и творчеством киевских «неоклассиков», с жизненным и творческим путем Н. Зерова, углубить понятие о сонете, развивать навыки выразительного и осознанного чтения и анализа поэзий Н. Зерова, научить высказывать собственные мысли по поводу поэтического мастерства «неоклассика», воспитывать любовь и уважение к Украине, ощущению эстетики поэтического образа.

    Тип урока:     усвоение новых знаний.

    Оборудование: портреты группы «неоклассиков» (Н. Зерова, М. Рыльского, Юрия Клена, М. Драй-Тучи), схема анализа лирического произведения, видеозапись документального фильма «Соловки. Город силы. 2009», эпиграф.

    • Влюбленный в красу слов Всех Венер единую пену.
    • Ты чудесно понял и медных римлян, и Тычину.

    Ход Урока.

    І. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

    Составление словаря урока.

    Неоклассики, неоклассицизм, эпоха «расстрелянного возрождения», творческое кредо, философичность, афористичность, лирика, сонет, идейно-художественный анализ поэзии, витаизм, зрительные и слуховые образы, мастерство, эстетика.

    Восприятие и усвоение учебного материала.

    1. Опережающая задача. Сообщение ученика.

    2. Устный журнал «Гордость украинской литературы»

    1.  
      • Переводчик, ученый, критик и поэт,
      • Влюбленный в Элладу и поэтов Рима,
      • Лелеял классический ритм и серебряно звонкую рифму
      • Большой эрудит, прирожденный эстет.
      • Приверженец строгих форм ваял звонкий сонет.
      • Переводил поэтов мировых жемчужины,
      • Беспощадно разбивал противников доктрины,
      • И каждый год креп его высокий лет...
      • Во времена произвола дикого, тьмы и зла,
      • Когда ослепленные бессмысленный культ ковали,
      • В неволе дальней, где немая холодная мгла,
      • Николая Зерова не стало.
      • (О. Телега).

    В этом сонете метко описана жизнь нашего знаменитого земляка, которого заслуженно называют гордостью украинской литературы.

    Широченная эрудиция в античной, западноевропейской, украинской и русской литературах, основательные знания по истории, тонкие эстетичные ощущения, глубокий анализ и понимания литературных явлений, строгий критический ум, феноменальная память, свободное владение старинными и новыми языками (около 20), блестящий ораторский талант, тонко отточенное слово - вот богатейший арсенал, которым владел Николай Зеров, который помогал ему выходить победителем из разных литературных дискуссий. В этом была его непреодолимая сила. В этом было и его несчастье.

    Неоклассическая эстетичная позиция Н. Зерова, как и его побратимов по перу (М. Рыльского, П. Филиповича, М. Драй-Тучи, В. Бургардта), заключалась в необходимости усвоения высочайших литературных достижений человечества как предпосылки настоящего расцвета искусств, понимание значения уроков классики в росте художника слова. Такая позиция в 20- 30-те годы ХХ ст. была актуальная, ведь в то время украинскую литературу пленили произведения-агитки, произведения-плакаты на злобу дня. Писатель писал собственную историю души, противопоставляя ее серости, провинциальности. Он считал украинскую словесность неотъемлемой составляющей европейской словесности.

    Как научный работник и литературовед Н. Зеров беспокоился за будущее украинской культуры. Активно участвовал в литературной дискуссии 1925-1928 гг., став на сторону Н. Волнового и других членов ВАПЛИТЕ. Выступал против русской культурной гегемонии, против сведения искусственного занавеса между украинской и западной культурами. Беспокоясь о будущем украинского писательства, поэт призвал обращаться к источникам, изучать опыт прошлых поколений, традиции родной культуры, осуществлять новейшие поиски в писательстве. Ему было чужое невежество и приспособленчество в литературе, выступал за творческую борьбу. Считается, что с этого все и началось: неоклассики, ортодоксы, ломающие упроченные традиции, формалисты, попутчики, а значит - враги народа. Отсюда - неприязнь, подозрение, непринятие и, в конце концов, репрессии. Почти 10 лет (до ареста) Николай Зеров жил в «подвешенном» состоянии - затравленный и пренебреженный. И верил, что несправедливость наступит. Не наступила...

    На Соловках, в нечеловеческих ужасных условиях, писатель старался хотя как-то сохранить свой внутренний мир - последнее, что у него осталось. Но безжалостная тоталитарная машина не оставляла ему шансов на жизнь.

    Николай Константинович Зеров, владея памятью тысячелетий, стремился служить идеалу гармонии в обществе. Но художник должен был трагически погибнуть, так как жил во времена, когда такие личности считались опасными для общества.

    Его реабилитировали посмертно. Творческое наследие Николая Зерова полноправно входит в фонд культурных ценностей украинского народа, которому он и посвятил всю свою короткую жизнь.

    3. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Н. Зерова (в ходе рассказа учителя).

    4.         Просмотр документального фильма «Соловки. Город силы. 2009» (Режиссер О. Замыслов).

    5.         Слово учителя.

    Будущий поэт Н. Зеров с удовлетворением показывал Киев гостям, живописные уголки его, так как очень любил этот город. Считал, что осматривать город лучше весной, «когда цветут каштаны, и Днепр еще не похож на полудохлого котенка». Свой сонет, написанный в 1927 г., он и назвал «Киев весной вечером». В этом городе он закончил известную 1-ю гимназию, где одновременно с ним учился М. Булгаков. Кстати, одноклассником поэта в Зиньковской городской школе был Павел Губенко, который потом станет Остапом Вишней.

    6.         Выразительное чтение наизусть учеником поэзии «Киев весной вечером» Н. Зерова.

    7.         Словарная работа.

    Сонет (звучать) — лирический стих, который состоит из четырнадцати строк пятистопного или шестистопного ямба, собственно, двух четверостиший (катрены) с перекрестным рифмованием и двух тристихов (терцеты) с упроченной схемой рифмования: абаб, абаб, ввд, еед или (реже) перекрестной абаб, абаб, вде, вде или абаб, абаб ввд, еед и т.п.

    Николай Зеров называл сонет формой «лиро-эпической миниатюры отдельной схемы».

    Высочайшего развития достигает сонет в творчестве неоклассиков Николая Зерова (его «Sonnetarium», изданный в 1948 г. за границей, содержит 85 оригинальных и 28 переводных сонетов), Максима Рыльского и других.

    8.         Выразительное чтение учителем сонета «Киев - традиция» (см. дополнение урока).

    9.         Коллективная работа. Анализ поэзии.

    Заслуживает внимания мысль Н. Зерова относительно архитектуры терцетов, с упроченной схемой рифмования.

    На лексическом уровне отметим эпитеты: «воинствующие» (готы), «лядский» (Болеслав), чар-рута и т. п. Эпитеты, подчеркивая характерную особенность определенных предметов, явлений, оказывают содействие более глубокой передаче мыслей и мечтаний лирического героя. Для усиления эмоционального звучания авторской мысли поэт использует в сонете постоянные соединения (фразеологизмы): «болтовня плев», «басни составлял», персонификацию, метонимию.

    На синтаксическом уровне укажем использование сложных предложений.

    10.       Слово учителя.

    В 1923 г. Н. Зеров пишет сонет «Киев с левого берега». Любуясь красавцем-городом («...Златоглавый! На синих горах»), слава которого якобы в прошлом, поэт призывает безымянного путешественника все-таки внимательнее присмотреться к этому чуду и убедиться:

    • Живая жизнь и силу еще таит
    • Это гора зеленая и дремливая,
    • Эта золотом голубизна.

    Через десять лет поэт пишет сонет «28 августа 1914» (1933 г.), в котором цвета «золота и голубизны» названы еще прозрачнее:

    • Я думал: «Степь! За твоим порогом
    • Что на здоровье даст моим тревогам?
    • Понурая пустошь? Темнота горькая?
    • Будет ли день, и света быстрые занозы
    • Заиграют синим смехом пруда
    • На желтом дне балки?».

    Критика конечно, разгадала объединение «золота» и «голубизны» и «синего» и «желтого» цветов в степи, и потому цитированные сонеты испытывали жесточайших нападений, ведь это цвета национального флага Украины. Итак, Н. Зерова никогда не покидала вера в неминуемое национальное возрождение и в то, что место поэта в нем – строитель.

    Апофеоз этого мотива - в других шести сонетах, посвященных Киеву как символу Украины.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Николай Зеров. «Киев – традиция». Философичность, афористичность лирики, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.