Образцы творческих сочинений > Современная зарубежная литература > Нравственная ответственность человека в романе «Чума»


     
  • Нравственная ответственность человека в романе «Чума»

    В зачумленном Оране доктор Риё служит своему долгу — борьбе со злом, истребляющим людей. Служит для того, чтобы победить это зло. В ходе борьбы им и его соратниками будет завоевана высшая ценность — людская солидарность. Они одержит нравственную победу над чумой. «Стыдно быть счастливым и одиночку», — признался Рамбер. Ведь, иначе, надо понимать, совесть замучает.

    В октябре 1945 г. Камю пишет: «В человеке замечательно не то, что он отчаивается, а то, что он способен преодолеть отчаяние и забыть о нем. Никогда литература отчаяния не будет всечеловеческой»

    Явное содержание романа по словам его автора — это борьба европейского Сопротивления против фашизма. Но в романе поставлены и те «проклятые» вопросы, формулировка которых была подсказана Камю Достоевским. Мотив «почему бедно дитё?», «отчего оно плачет?», выраженный в споре между Риё и Панлу, звучит в романе как один из сильнейших. Воинствующий иезуит Панлу заявляет о необходимости любить то, что невозможно объять умом. Смысл его проповедей совпадает с конечными выводами Киркегора, Шестова, Гренье. Повторяя мысль Ивана Карамазова, Риё отвечал ученому церковнику: «У меня совсем другое представление о любви. И до самой смерти я буду отказываться возлюбить это творение, где истязают детей». Знаменательно, что теперь именно страдания детей, по мысли Камю, лишают веры Ивана, который воплощает собой «отказ быть спасенным в одиночку», взывает к справедливости «праведной». Неистовая религия отца Панлу учит неприемлемой для автора «Чумы» добродетели: «всё или ничего». Иван делает следующий шаг, это — «все или никто». «Наряду с утилитаристами и наставниками Эмиля, — пишет Камю в «Бунте человека», — существует другая логика, воплощенная Достоевским в образе Ивана Карамазова».

    Санитары в «Чуме» живут сочувствием к людям. Их руководитель доктор Риё следует в жизни морали «понимания». Тарру, решающий задачу, возможно ли стать святым без бога, стремится понять как можно больше людей. Как и у Достоевского, нравственность этих героев исходит из непосредственного чувства, исконной основы личности, не принимающей как зло «творца», так и зло «истории». Камю строит свою мораль любви к людям, избавляя ее от сверхчувственных предпосылок. Она уходит своими корнями в подсознательное и является самодовлеющей. Долг в ней — нечто само собой разумеющееся. Эту этическую установку Камю пытается довести до общеобязательности. Но уже в «Чуме» он сталкивается с одним из самых сложных и запутанных для многих его современников вопросов — антагонизмом таких понятий, как «любовь» и «справедливость».

    Некоторые формы современного «гуманитарного идеализма» Камю характеризует словами Зосимы: «Любят человечество в целом, чтобы не любить живых людей в частности». В «Чуме» Тарру поглощен разрешением конфликта «любовь» — «справедливость». «Человек должен сражаться в защиту жертв, — говорит он. — Но если он перестает что-либо любить, ради чего он тогда сражается?». Тарру считает, что общество построено на смертной казни. Однако он убежден, что все попытки переделать это общество неизбежно сопровождаются насилием, смертью, т. е. несут с собой все ту же «чуму». Он понимает, что без насилия не обойтись, но выступает против «институтов» насилия. Он полагает, что всегда существует опасность того, что эти «институты» могут уверовать в свою самоценность и непогрешимость, могут насадить казарменный дух, вождизм и начетничество. Тарру сознательно исключает себя из числа тех, кто делает историю.

    «Кровавая ненависть истощает сердца, — писал в послевоенные годы Камю, — длительная борьба за справедливость поглощает любовь, породившую ее. Среди шума, в котором мы живем, невозможна любовь, а одной справедливости недостаточно»

    Камю пытается найти ограничения свободе человека в незыблемых нравственных принципах. Без нравственного закона, долга нет свободы, решает он. Бунт теперь является признанием всеобщей ценности, которая не позволяет ему переродиться в нигилизм. Мятежный раб говорит одновременно «нет» и «да». Это «да» опирается на признание человеческой природы как всеобщей, коллективной ценности, питающей собой живую жизнь. Камю выдвигает постулат человеческой природы, чтобы противопоставить его разрушительным силам истории.

    «Перерождение убеждений» Камю происходит в направлении возвращения к традиционному моралистическому гуманизму. Здесь он оказывается значительно ближе к Достоевскому, чем к экзистенциалистскому «гуманизму» сартровского толка, который Симона де Бовуар называет «более рационалистическим, более пессимистическим, оставляющим широкое место насилию и почти никакого идеям справедливости, свободы, истины  заключающим в себе единственную мораль, адекватную сегодняшним взаимоотношениям людей».

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Нравственная ответственность человека в романе «Чума», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.