Объединение в повести Н. Гоголя «Шинель» элементов романтизма и реализма. Проблемы, которые поднимаются в повести

  

Цель: продолжить работу над проблематикой повести Гоголя «Шинель»; учить учеников находить реалистические и романтические элементы в произведении, высказывать личное отношение к проблемам, которые поднимаются в повести, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста; формировать чувства гуманистического и толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: лист формата а1, стики (карточки с клейкой прослойкой) для индивидуальной работы; карточки с отрывками из текста повести.

Тип урока: урок-исследование.

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? Башмачкин (Н. Гоголь «Шинель»).

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

1.       Вопрос к ученикам.

•   Что означает термин «маленький человек»?

2.       Методика взаимных вопросов.

Вопросы ученики подготовили дома с опережающей задачей.  Когда все вопросы исчерпаны, ученики определяют интереснейшие.

 II.       Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Смешной и никчемный Акакий Акакиевич! Не смог он защитить себя в жизни. Но наш смех печальный и преисполнен сочувствия. Почему? Так как эту историю нам рассказал автор, который любил людей. За историей одного человека скрытая история целой прослойки общества - чиновников, которые существовали незаметно, выполняли свою работу и не надеялись на внимание начальства. Когда обижали Акакия Акакиевича, он старался не замечать этого. И лишь когда обиды становились невыносимыми, он говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Кроме, казалось бы, банальной проблемы - потери шинели - автор вскрыл и много других, более серьезных.

III.       Работа над темой урока.

1.         Определение проблем, раскрытых в повести Гоголя «Шинель».
Индивидуальная работа.

Ученики получают по три стика, на которых должны указать, какие, по их мнению, проблемы раскрывает Гоголь в повести и причины их возникновения. Когда все ученики заполнят свои карточки, поочередно они выходят к доске и закрепляют на листы бумаги стики. Когда стики закреплены, учитель зачитывает записи и делает обобщение.

2.      «Дневник двойных заметок».
 Каждая  пара  учеников  получает  от  учителя  карточку  с  отрывком из текста; работают сначала индивидуально, потом в паре. Лист тетради делится пополам: слева записывают фразу или цитату, предложенные учителем; свои соображения относительно каждого фрагмента или отрывка.

Цитаты.

1)   «Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог вспомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

2)   «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не говоря даже «перепишите»... Он брал и здесь же пристраивался писать ее».

 3)        «Молодьие чиновники подсмеивались и острили над ним, сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали здесь же перед ним разные составленные о нем истории; о его хозяйке, семидесятилетней старухе, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на зто Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме».

4)   «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с какими они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил бы себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде».

5)         «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению. Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь ужине. Написавшись всласть, он ложился спать,  улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписьивать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, которьий с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может бьить, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают никому советов,
ни от кого не берут их сами».

6)     «Выйдя на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне... вместо того чтобы идти домой, пошел совершенно в противоположную сторону, сам того не подозревая. Дорогой задел его всем нечистым своим боком трубочист и вычернил все плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строившегося дома. Он ничего этого не заметил, и потом уже, когда натолкнулся на будочника, который, поставя около себя свою алебарду, натряхивал из рожка на мозолистый кулак табак, тогда только немного очнулся, и то потому, что будочник сказал: “Чего лезешь в самое рыло, разве нет тебе трухтуара?” Это заставило его оглянутся и вернуться домой».

7)  «Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде свое положение, стал разговаривать с собой уже не отрывисто,  но рассудительно и откровенно, как с  благоразумным приятелем, с которым можно поговорить о деле самом сердечном и близком... Здесь-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом. Как же, в самом деле, на что, на какие деньги ее сделать? Конечно, можно бы отчасти положиться на будущее награждение к празднику, но эти деньги давно уж размещены и распределены вперед...».

8)   «С этих пор как будто само существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, Как-будто он был не один, А какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как и шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель... В продолжение каждого месяца он хотя бы один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели, где лучше купить сукно, и какого цвета, и в какую цену, и хотя несколько озабоченный, но всегда довольный возвращался домой, помышляя, что наконец придет же время, когда все это купится и когда шинель будет сделана...».

9)   «Наконец достигнул он дома, в котором квартировал помощник столоначальника. Помощник столоначальника жил на большую ногу: на лестнице светил фонарь, квартира была во втором этаже. Войдя в переднюю, Акакий Акакиевич увидел на полу целые ряды калош. Между ними, посреди комнаты, стоял самовар, шумя и испуская клубами пар. На стенах висели все шинели да плащи, некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами... Он просто не знал, как ему быть, куда деть руки, ноги и всю фигуру свою; наконец подсел он к игравшим, смотрел в карты, засматривался тому и другому в лица и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно, тем более, что уже давно наступило то время, в которое он, по обыкновению, ложился спать. Он хотел проститься с хозяином, но его не пустили, говоря, что непременно надо выпить в честь обновки по бокалу шампанского».

10)       «Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и здесь посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло.
Решились здесь же сделать для него складчину, но собрали самую безделицу…Один кто-то, движимый состраданием, решился, по крайней мере, помочь Акакию Акакиевичу хорошим советом, сказав, <…>чтобы он обратился к одному значительному лицу, что значительное лицо, спишась и снесясь с кем следует, может заставить успешнее идти дело».

 1. Элементы реализма и романтизма в произведении. Работа в парах.

 

1.       Беседа.

  • Могла ли быть жизнь Акакия Акакиевича другой? 
  • Являются ли подобные проблемы актуальными сегодня? 
  • Какими могут быть пути решения этих проблем? 
  • Можем ли мы говорить о месте автора в произведении? (См. дополнение).
  • Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: