• Образ Наполеона в творчесве Байрона

    • Еще сочинения по заданной теме
    • Похожих сочинений нет

    Байрон был страстным свидетелем тех грандиозных общеевропейских катаклизмов, вызванных наполеоновскими походами и захватническими войнами. В 1814-1816 годах, уже после этих событий, поэт создает «наполеоновский цикл» из пяти стихов. В нем отклики о личности и поступки великого французского полководца далеко не однозначные. Так, в стихе «Прощание Наполеона» образ императора преисполнен трагического величия, для поэта это настоящий романтический герой, все помыслы которого направлены на благо родины. Однако, прощаясь с родиной перед изгнанием на далекий остров Святой Елены, Наполеон в своем монологе признает не только «блестящие», но и «черные» страницы, вписанные им в историю.

    • В анналы твои моя доблесть вписала
    • Немало блестящих и мрачных страниц...
    • (Перевод В.Луговского).

    Побежденный Наполеон преисполненный решительности вернуть Франции свободу, утерянную после реставрации монархии Бурбон:

    • ...Но если свободы
    • Ты снова услышишь знакомый призыв...
    • Меня призовешь ты для гордого мщенья,
    • Всех недругов наших смету я в борьбе...

    Этот стих написан, как говорят, «по горячим следам» событий: через месяц после отречения Наполеона от престола в результате поражения в битве при Ватерлоо.

    Однако уже в «Оде французам» оценка поступков Наполеона изменяется: рожденный свободой, он, став новоявленным императором, теряет свое величие:

    • Кто из тиранов этих мог
    • Поработить наш вольный стан,
    • Пока французов не завлек
    • В силки свой собственный тиран.
    • Пока, тщеславием томим,
    • Герой не стал царем простым?
    • Тогда он пал - так все падут,
    • Кто сети для людей плетут.

    Заканчивается ода гимном воли, под флагами которой выступят ее новые наследники:

    • Найдет наследников свобода..
    • Ее приверженцы сплотятся,
    • И пусть тираны не грозятся:
    • Прошла пора пустых угроз -
    • Все ближе дни кровавых слез!
    • (Перевод В. Луговского).

    Эту двойную оценку личности и поступков великого полководца после Байрона со странной точностью высказал А. С. Пушкин в поэтическом афоризме, обращенном  Наполеону: «Великой свободы наследник и убийца».

    Публикация стихов наполеоновского цикла спровоцировала острые нападения английской критики и прессы, которые предъявляли обвинение поэту в «не патриотичности», в поэтическом радикализме. Началась настоящая травля художника, обусловленная прежде всего его творчеством, однако с мерзкими инсинуациями и клеветами, которые обижали его личность и частную жизнь.

    В начале января 1815 года Байрон вступил в брак с мисс Аннабеллой Мильбенк, племянницей одной со своих светских знакомых. Поэту казалось, что в своей избраннице он нашел тот идеал, к которому давно стремился в отношениях с женщинами. Но уже первые месяцы общей жизни сначала в имении Мильбенков, а потом в Лондоне показали: то, что он воспринимал в будущей жене как милую провинциальность, непричастность к высшему миру, высокие и чистые порывы души, обернулось своей противоположностью - ординарностью, святошеством, а главное - полным непониманием внутреннего мира своего мужа.

    Скептицизм Байрона, его отказ от общепринятых морали и этикета светского общества приводили Аннабеллу в ужас.

    В ее глазах муж был почти душевнобольным, опасным для окружающих - и это в период расцвета его поэтического таланта. В то же время Аннабелла мастерски играла роль преданной жены. Поэтому Байрон был очень удивлен, когда после отъезда жены с новорожденной дочерью Адой в гости к своим родителям он получил от ее отца письмо с сообщением о том, что Анабелла требует развода. Попытки поэта выяснить с женой отношения ни к чему не привели. С присущей ей ханжеским благочестием она заявила, что разрыв с Байроном является ее «христианской обязанностью» (однако это не воспрепятствовало ей известить своего адвоката обо всех, по ее мнению, «грехах» мужа). Чтобы не втягиваться в унизительный судебный процесс, Байрон согласился на развод по «дружескому согласию», тяжело переживая будущее своей дочери, которую, он был уверен, воспитают не только далеко от него, но и в ненависти к нему.

    При всем равнодушии к мысли окружения, поэта угнетала и больно ранила та клевета, которой сопровождала критика его последние произведения (в частности, поэму «Паризина» и «Наполеоновский цикл»). Его позорили и как человека, и как гражданина. Критики сознательно настраивали против него широкие круги читателей, выстраивая прямую зависимость между «распущенностью» и «жестокостью» поэта, из-за которых якобы его «невинная жена» покинула дом, «спасая себя и ребенка» от «направления мыслей» художника. Читателям доказывали, что великий национальный поэт никогда не был искренним англичанином, что он далекий от патриотизма, национальных оснований и добродетелей. Тем не менее, Байрона было нелегко сломать: в эти, наверное, тяжелейшие для него месяцы он писал Томасу Муру: «Я воюю со всем миром и своей женой, или, скорее, "весь мир и моя жена" воюют со мной, но они не сломали меня, несмотря на все, что делают».

    Байрон принимает твердое решение покинуть Англию, чтобы наедине с собой разобраться во всем, что случилось. Он хотел проехать через Францию на юг и устроиться в Италии. Но, уже находясь в Дувре, получил запрет на пребывание во Франции.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Образ Наполеона в творчесве Байрона, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.