Образ Пети Трофимова в пьесе Чехова

  

Чехов якобы иронически относился к Пете Трофимову, изобразил его «недотепой» и тем самым выразил свое скептическое отношение к революционному движению. Такое мнение совершенно необоснованно. Для того чтобы понять это, нужно вспомнить, кто и при каких обстоятельствах назвал Петю «недотепой». Это говорит Раневская, раздраженная тем, что Петя откровенно высказал неодобрение ее связи с ничтожным и нечестным человеком. Раневская не в, состоянии понять нравственную высоту Пети, но она чувствует, что Петя прав, и сама просит у него прощения: «Ну, Петя... ну, чистая душа... я прощения прошу... Пойдемте танцевать...» Да, Петя - чистая душа, и поэтому таким людям, как Раневская или Лопахин, он должен казаться неудачником, «недотепой». Но нельзя такое же мнение приписывать автору. Нельзя также считать, что такие эпизоды, как падение с лестницы, потеря галош и т. п., снижают образ Пети и приближают его к Епиходову с его «двадцатью двумя несчастьями». Бытовые мелочи нисколько не порочат Петю, а только делают его образ более живым и естественным. Если же говорить о сравнении с Епиходовым, то тут, скорее, можно видеть противопоставление.

Епиходов глуп, эта глупость сквозит в каждом его слове, его поступки- только дополняют это впечатление. А Петя умен, его мысли глубоки и содержательны. Недаром Чехов - величайший мастер подтекста - ни разу не прерывает речи Трофимова. Петю все время слушают с вниманием, его слова действуют облагораживающее на других людей. Даже практичный Лопахин под влиянием Пети начинает чувствовать, что жизнь должна быть красивее, чище. Какие же взгляды высказывает в пьесе Петя? Он верит в прогресс и. призывает всех «работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». Истину он понимает не отвлеченно и осуждает тех интеллигентов, у которых философский поиск истины уживается с равнодушием к тяжелой жизни народа: «Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим».

Трофимов презирает деньги, презирает титулы, для него не существует разницы в звании и положении людей. Он, на которого другие смотрят с насмешкой и жалостью, называют «облезлым барином», чувствует себя сильным и свободным человеком, принадлежащим к тем, кто стремится к высшей правде и высшему счастью человечества. Для Пети не имеет значения, дойдет ли он сам к светлому будущему или только укажет путь другим.

Чехов писал О. Л. Книппер, что не может показать в пьесе Петю Трофимова как общественного деятеля: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки?» Намек на преследования, .которым подвергался Петя, содержится в его словах: «...куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!»

Проповедь Пети Трофимова зажигает Аню. Ей всего 17 лет, она наивна, простодушна. Чехов писал Вл. И. Немировичу-Данченко, что «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных». Как человек Аня еще не сформировалась, и говорить о ее взглядах и убеждениях слишком рано. Роль Ани в пьесе заключается в том, что она олицетворяет молодость, чистоту, искренность. Ее душа, свободная от корыстных расчетов, открыта всему прекрасному и благородному. Ане повезло, что она встретила на своем жизненном пути Петю Трофимова. Она с восторгом слушает Петю. Решительно порывая с прошлым, без сожаления прощаясь с вишневым садом, в котором с каждой вишни, с каждого листка глядят на нее замученные человеческие существа, Аня смело идет навстречу новой жизни. «Вся Россия наш сад»,- говорит ей Петя Трофимов. И этот; большой сад - обновленную Россию имеет в виду Аня, когда обращается к матери: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...»

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: