Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству М. М. Коцюбинского > Образы Ивана и Марички В повести «Тени забытых предков». Осмысление философских категорий жизни и смерти


     
  • Образы Ивана и Марички В повести «Тени забытых предков». Осмысление философских категорий жизни и смерти

    Цель:               в процессе анализа помочь ученикам раскрыть для себя красоту глубоких личных чувств и взаимной верности, осознать вес настоящих духовных ценностей в жизни человека; развивать у учеников умения сопоставлять, анализировать и синтезировать изученное; воспитывать высокие чувства.

    Тип урока:     комбинированный.

    Оборудование: таблицы «Проблематика повести «Тени забытых предков», «Идейное содержание повести «Тени забытых предков», выражение Антона Крушельницкого «Гуцульщине «Тенями забытых предков» поставил Коцюбинский в украинском писательстве вековечный памятник».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Мотивационный этап

    1. 1.   Выяснение эмоциональной готовности к уроку
    2. 2.   Актуализация субъектного опыта и отдельных знаний

    Литературный диктант

    1. Повесть «Тени забытых предков» ГМ Коцюбинский написал под впечатлением от пребывания В…(Карпатах)
    2. Первое знакомство Ивана и Марички произошло во время…(Столкновения двух родов)
    3. Что свидетельствует о художественной душе Ивана, его творческой натуре? (Ощущение музыки и окружающего мира как части себя)
    4. Какие по жанрам песни составляла Маричка? (Коломыйки)
      1. О ком сказано: «Он то сердито поблескивал сединой и светил под скалы нехорошим зеленым огнем», то «протягивался

     

    по долине, как серебряная нить, то, как сытый вол, лежал в тихих местах»? (О Черемоше)

    1. Какое художественное средство использовано в только что прочитанном отрывке? (Персонификацию)
    2. Объяснить значение диалектизмов: Плай — (горная тропа); мольфар — (колдун, чародей); черес — (кожаный пояс);

    гоц — (водопад).

    8.  Укажите, кто выполняет названное действие:
     добывает старым способом огонь (ватаг);

    постоянно гадает, предает близкого человека (Палагна);

    утопает в Черемоше (Маричка);

    покидает родное село и возвращается через шесть лет (Иван).

    9.  Что означает название «Тени забытых предков»?

    3. Проверка устного домашнего произведения «Поэтическая самобытность Гуцульщины»

    1. III.    Объявление темы урока, цели. Определение цели  
    2. IV.   Обработка учебного материала 

    1.  Слово учителя

    Когда мы произносим «Тени забытых предков», то в воображении возникают синие Карпаты, звонкие чистые потоки, нам умопомрачительно пахнет пихтами и горным травами. А среди всего этого чудеса живут нявки и щезники, лешие и чугайстры. А рядом - люди, которые умеют верить в сказку, любить и верно любить.

    Ивану и Маричке - главным героям повести - судилось стать украинскими Ромео и Джульеттой, воплотить в своих литературных судьбах главное - гармонию человеческих душ. Постичь, ощутить высокое чувство любви, которое подарила судьба Ивану и Маричке - значит хотя бы немного приблизиться душой к пониманию любви как большой тайны бытия.

    2. Беседа

    • Как познакомились Иван и Маричка? С чего началась их взаимная симпатия - с вражды или с доброты? 
    • За что, по вашему мнению, Иван и Маричка полюбили друг друга? 
    • Что соединяло их в детстве и в юности? 
    • Осуждает ли писатель гуцулят за эротические забавы? Почему?
      • Влияли ли духовные запросы, интересы на гармонию отношений и как?


    Можно ли сказать, что Иван и Маричка были детьми прекрасной природы, жили по ее законам и ничто в их отношениях не нарушало естественной чистоты? (Дети природы, Иван и Маричка в своих взглядах на мир и в своей любви целиком отданы непосредственным душевным порывам. Их физическая близость воспринимается не как разврат, а как природное продолжение их душевных порываний: «…все было так просто, естественно, что ни одна нечистая мысль не засорила сердце». Гармония человека и природы, гармония чувств и действий — это то, что видит автор в такой «первоначальной» жизни гуцул).

     

    Была ли талантливой Маричка? Піодтвердите цитатно. Как отнеслись влюбленные к вынужденной разлуке? Подтвердите это текстом.

     

    Согласны ли вы с утверждением, что влюбленные души слышат друг друга на расстоянии. Обоснуйте ответ на основе текста.

     

    Как Иван перенес смерть любимой?

    Можно ли сказать, что со смертью Марички кончилась песня любви?

    Что побуждало Ивана все-таки вступить в брак? Подтвердите текстом.

     

    Предал ли Иван Маричку, женившись на Палагне? (Вступил в брак, так как этого требовала сама жизнь: «Хотел усыпить свою душу хозяйственными заботами «Теперь он имел вокруг чего ходить. Не был скупой на богатства — не на то гуцул живет на свете,— само пестование маржинки наполняло радостью сердце. Как ребенок для мамы — такой был для него скот. Все время, все мысли занимала забота о сене, о выгодах маржинки». Иван не любил Палагну, а потому это была не измена).

     

    Сравните Маричку и Палагну. Была ли Палагна Ивану парой? Обоснуйте.

     

    Каким необходимо было быть Ивану, чтобы не погибнуть и счастливо жить с Палагной? (Нужно было стать таким, как Палагна. а это означало, что необходимо было уничтожить свою душу.)

     

    Вспомните эпизоды встречи Палагны с Юрой на рассвете во время ворожения и когда Юра прогонял тучу. Что сблизило Палагну и Юру? (Грубую силу тянет к грубой силе, кроме того, женское естество Палагны ощущало равнодушие Ивана).

     

    • Что вы больше цените в человеке: силу или ум, совершенство физическое или духовное?
    •  Можно ли назвать отношения между Юрой и Палагной настоящей любовью? (Это только мимолетная страсть. Юра в отношениях с Палагной играет. Об этом свидетельствует эпизод потасовки в корчме и подслушанный Иваном разговор мольфара с Палагной о силе над Палийчуком. Любовь между Юрой и Палагной можно назвать греховной и больше телесной, чем духовной.)
    • Как воспринял Иван покушение на свою жизнь? Почему искал утешения в воспоминаниях о прошлой любви?
    • Проанализируйте разговор Ивана с нявкой. Есть ли в этом разговоре детали, которые указывают на неизбежность трагедии?
    • Как проявляется благородство Ивана в отношении к нявке?
      • Почему гибнет Иван? Был ли он счастливым в последние минуты своей жизни? Воспринимается ли его гибель как трагедия?

    3. Слово учителя

    Любовь в самом деле имеет непостижимую силу. Она не исчезает даже тогда, когда влюбленные гибнут. Настоящая любовь становится легендой, живет в памяти сущих, в песнях, в сердцах ребят и девушек, которые лелеют мечту о таком же высоком и чистом чувствах, как у карпатских Ромео и Джульетты.

    •   Вспомните последний эпизод повести.  Было ли что-то для вас чудесным и неожиданным?

    (Ученики высказывают свои впечатления, скажут о собственном понимании и непонимании в эпизоде поминок покойного Ивана.)

    Материал для учителя

    Для большинства украинцев обряд поминок необыкновенный. Чтобы понять его, необходимо рассказать о впечатлениях М. Коцюбинского, которыми он делится с друзьями, близкими. Так, в письме к О. Аплаксиной он описывает сцену, которая особенно поразила его.

    На лаве лежит покойник, горят перед ним свечки, в доме поставлены лавы, как в театре, на них сидит много людей. Здесь же, возле покойника, собралась повеселиться молодежь. Звучал смех, шутки, поцелуи, крики; играли в разные игры.

    Это очень удивило М. Коцюбинского и заинтересовало.

    Писатель давно задумывался над философскими проблемами жизни и смерти, непрерывностью жизни и смерти. Это мы видим в новелле «Цвет яблони», в последнем этюде «На острове» (образ агавы).

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Образы Ивана и Марички В повести «Тени забытых предков». Осмысление философских категорий жизни и смерти, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.