Образы народных предводителей в поэме Т. Шевченко «Гайдамаки»

  

Поэма «Гайдамаки» Т. Шевченко - это эпопея героических подвигов украинского народа. Тоскует автор, что «от казачества, от гетманства высокие могилы - больше ничего не осталось», что плачет Украина кровавыми слезами. И вспоминает поэт о народных предводителях, мужественных гайдамаках, которые, пылая неугасимой ненавистью к врагам, жестоко расправлялись с предателями Родины. Считая себя продолжателями дела Б. Хмельницкого, гайдамаки во главе с их предводителями боролись за социальную справедливость, за волю. Поэтому не удивительно, что народ верил своим предводителям, был готов идти за ними на любые испытания.

Типичным представителем наймитско-бурлацкой бедности, которая была наиболее непримиримой частью восстания 1768 г., являетя Ерема Галайда. Это наймит, «сирота убогий», о котором Шевченко пишет: «Ерема гнулся, так как не знал, не знал, бедолага, что выросли крылья, что до неба достанет, когда полетит... У поэта Ерема - это будто сосредоточенная вековая ненависть народа к панству. Ненависть эта со временем перерастает в беспощадную месть: «А Ерема - страшно глянет - по три, по четыре, так и кладет. Испугались его ляхи, трясутся лишь от одного упоминания о нем. Стал Ерема верным помощником Максиму Железняку...», так как верят в то дело, что они делают: «Приобрел Максим себе сына на всю Украину. Хотя неродной сын Ерема, А искренний ребенок. Максим режет, а Ерема не режет - свирепствует, С ножом в руках на пожарах и днюет и ночует». А вот появляется и сам Максим Железняк. Это о нем, любимце народных масс, руководителе гайдамацкого восстания, поет кобзарь песню «Летит орел, летит сизый...» Он люто ненавидит ляхов, наводит на них ужас своим мужеством, готов биться с ними до последнего. Железняк, «враг, закрывшись, палача не минует». Ведет отряды гайдамаков, идя впереди, так как понимает, что только собственным примером можно поднять на борьбу людей. Всегда он спокойный, сосредоточенный «идет себе, люльку курит, никому ни слова». Близок Максим к народу, к гайдамакам, так как сам бедного происхождения. Поэт восхищается и героизмом, и стойкостью Гонты. Он самоотверженный патриот своей Отчизны, его беспримерная верность присяге - проявление пылкой любви к Украине. «И я за нее гибну» - говорит он детям. И убивает их, так как дал присягу уничтожать всех католиков и господ. От этой присяги воин Гонта не может отступить: ««Чтобы не было измены, Чтобы не было молвы...» Он убежден в невиновности своих детей и хоронит их по казацким обычаям. Гонта борется не за свое личное счастье, а за счастье свободного украинского народа.

Образы Еремы Галайды, Максима Железняка и Ивана Гонты - образы народных мстителей, образы героических предводителей гайдамацкого движения, готовых отдать свою жизнь, чтобы завоевать волю своему народу. Они навсегда останутся в памяти народной, они навсегда останутся в моем сердце.

Вот мы с вами и побывали среди гайдамаков, встретились и с Еремой, и с Железняком, и с Гонтой. Мы должны знать свою историю, родной язык. Ведь они необходимы для путешествия в Тухольськую республику, описанную в произведении «Захар Беркут». На его страницах возникают  романтические герои, которые верят в победу правды над несправедливостью, которые живут идеями общего хозяйствования, идеями единства и добра. Живут они в затерянном от жадных глаз месте - Тухольщине. Возглавляет общину тухольцев ее «любящий отец» - Захар любовь к человечеству и поддерживает этого уже старого человека на миру, дает ему силы делать свое дело.

Еще смолоду старался Захар Беркут приносить пользу людям, удовлетворять их нужды. Одной из этих нужд была врачебная помощь раненым в борьбе с природой. Горы - это дикие животные, это страшные обвалы, это увечье и глубокие раны. Здесь нельзя обойтись без ловких рук врача. Поэтому и отправляется молодой Захар на поиски надежного учителя, который смог бы передать ему знание. Из этого странствия Беркут вынес не только врачебное умение, а и понимание того, что только «хорошо налаженное и умное ведение и развитие общественных порядков, общности и дружественности» приведет к правде, к счастливому существованию тухольського сообщества. С того времени собственная жизнь для него ничего не значит без достойной жизни общественной. Захар с высоты своего ума и знаний поглядывает, как тот беркут, на дела, которые совершаются на Тухольщине, руководит людьми по чести и справедливости. И, несмотря на свой возраст, не может сидеть сложив руки. Он говорит: «Жизнь лишь до тех пор имеет цену, пока мужчина может помогать другим». А иначе «уже и жить не надо». Захар Беркут - это ум общины. По его советам была построена дорога, которая давала возможность обменного торга и была проводгиком для новостей о жизни окружающих общин. Люди при таком расписании держались друг за друга, одно сообщество за другое, не давая власти в руки прожорливых бояр. Слово Захара было самым главным, его действия всегда поддерживали порядок, сея добро и справедливость. Захар Беркут держит себя с боярином Тугаром Вовкой на общественном совете с надлежащим достоинством, отстаивает право общины от княжеских и боярских посягательств: «Мудрые права наши происходят не от твоего князя, а от дедов и родителей наших». Убедительная логика его слов восхищает всех членов тухольськой общины и загоняет в угол боярина с его старанием довести свое право на тухольськие земли. Под руководством Беркута был налажен общественный образ жизни. По его совету объединились общины для борьбы с монгольскими ордами.

Захар рассказывает тухольцам в тяжелые минуты о знаках на знамени и призывает никогда не сдаваться, до последней капли крови защищать родную землю: «До последней капли крови должна защищать община свои свободы, свой святой порядок!» Беркут - настоящий патриот своей земли, верный ее сын. Он мечтает о свободе для своего народа, счастливом существовании тухольськой земли. Поэтому хочет не просто отразить атаки монголов, которые старались захватить Тухольщину, Карпаты, а разбить их.

 

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: