• Общий обзор известнейших произведений Гете

    Литературное наследие Гете занимает 80 томов, и тяжело назвать жанр, в котором бы не работал писатель. В последнем прижизненном издании его произведений лирические поэзии вошли в пять томов. Это около 1600 стихов (согласно другого источника, Гете создал 3150 стихов). Толчком к написанию первых лирических произведений стало чувство к Анне Шенкопф. В 1767 году Гете создает цикл стихов «Аннета», изданный под названием «Новые песни». В лучших поэзиях этого юношеского сборника Гете тонко передает собственные чувства. К таким стихам принадлежат «Замечательная ночь», в которой изображено возвышенное состояние души счастливого влюбленного, «Перерыв», где Гете сравнивает любовь с волнами моря. Эти поэзии, как и следующие сборники стихов, были сначала рукописными, и Гете не собирался их печатать, считая, что они весьма личные по смыслу. Со временем, готовя собрание собственных произведений, поэт стал собирать и редактировать свои рукописи.

    По мнению литературоведа В. Жирмунского, Гете - прежде всего лирический поэт. Ему принадлежит заслуга создания нового жанра – личной лирики, которая изображает глубокие переживания и душевные порывы лирического героя во всей их неповторимости.

    Ранняя лирика Гете (1766-1769) во многом имеет подражательный характер, ограничивается узким кругом шаблонных тем, ситуаций и стилевых приемов в духе неглубокого салонного эпикуреизма. Молодой поэт тоном моралиста призывает умно наслаждаться быстротечной радостью любви.

    В бушующие годы штюрмерства (1770-1775) под влиянием Гердера, который в то время уже сформулировал основные положения своей литературной теории, лирика молодого Гете становится совсем другой. Поэт обращается к народной песне, и это сыграет решающую роль в изготовлении им нового лирического стиля.

    Гете сумел почерпнуть из источника народной поэзии обворожительность ее формы, мелодичность, припевы, песенную гибкость и выразительную образность, насыщенность сравнениями, параллелизмами, контрастами. На некоторых ранних стихах поэта особенно сильно обозначилось его увлечение народной песней. Среди них известнейшая поэзия «Дикая роза» («Степная роза»). Автор использовал в этом произведении народнопоэтическую символику, драматический лирический сюжет, народный песенный припев, сохранил народное трактование любовной темы: в символической форме в поэзии изображена трагическая судьба девушки-розы. Объединение этих поэтических средств создает неповторимый эмоциональный тон стиха.

    По мотивам и сюжетами народных поэзий Гете написал и ряд баллад, предназначенных для песенного выполнения. Сохраняя эпическую простоту и лиричность, он прибегает к современному ему языку, совершенствуя его красоту, шлифуя ритмику стиха. Его баллады имеют не только немецкие корни. Так, «Фульсский король» связан с древнескандинавской народной балладой, а «Печальная песня благородной жены Асан-аги» - с сербохорватской.

    Во многих стихах художник высказывает собственное отношение к природе и обществу. Идеалом молодого Гете становится человек-борец. Поэт выступает врагом самоуспокоенности, его герой - непокоренная сильная личность. «Прометей» принадлежит к вершинным произведениям молодого Гете да и всего направления «Буря и нажим». Поэзию пронизывает смелое возражение религии. Лирический герой произведения утверждает, что человеку напрасно надеяться на помощь Бога, его спасение - в собственном сердце. Стих «Ганимед» является вдохновенным гимном природе и красоте, которые дарят человеку высочайшее духовное наслаждение. Автор обожествляет природу в духе пантеистической философии Спинозы.

    Со временем идеи «Бури и нажима» уступают местом новому мировоззрению, которое нашло отображение в стихах Гете «Граница человечества», «Песня духов над водами», «Моя богиня», «Божественное». Лирический герой этих поэзий уже не бунтовщик, который гордо бросает вызов богам, он иначе воспринимает мир: человек может выполнить свое земное призвание лишь находясь в гармонии с миром, «так как с богами мериться смертный не посмеет». Поэт и его лирический герой теперь по-иному относятся к искусству, к странничеству, неизменяемой остается только верность пантеизму.

    В балладах этого периода также появляются другие мотивы. Гете высказывает в них мысль о том, что в мире есть таинственные силы, которые человек не в силах постигнуть. Баллады, созданные в период творческой дружбы с Шиллером, делятся на два типа: первый имеет вид песенного диалога, второй - рассказа о таинственном и фантастическом приключении, которое должно вызвать у читателя раздумья о сложности и противоречивости жизни. Эти произведения («Коринфская невеста», «Бог и баядера») сложные и неоднозначные по смыслу.

    Сборник лирических произведений («Западно-восточный диван»), написанный Гете в 1814 году (в 65 лет), стал поэтической энциклопедией его жизнеутверждающей философии. В стихе «Блаженное томление» Гете в поэтической форме провозглашает свои мировоззренческие принципы. Даже смерть поэт воспринимает как закономерность в бесконечном мировом процессе.

    Две философские поэмы позднего Гете «Одно и все» и «Завещание» из цикла «Бог и мир» свидетельствуют о неизменности философских взглядов автора: в них отображено гуманистический и пантеистический взгляд на природу. Гете продолжает исповедовать философию Спинозы и отождествлять Бога с природой как вечной животворной силой.

    Психологическая глубина присущая и любовной лирике Гете. Поэт изображает тончайшие оттенки духовного мира лирического героя в «Зазенгеймском цикле» и «Римских элегиях». Он откровенно любуется своей любимой в стихе «Фридерике Брион», а в «Элегиях» восторженно изображает любовные чувства. Возвышенность эмоционального тона этих поэзий достигается благодаря размеру, которым они написаны: гекзаметр сменяет в них пентаметр, который создает торжественную тональность стихов.

    Значительное место в творчестве Гете занимают эпические произведения, написанные в разные периоды жизни. Среди них романы «Вертер», «Выборочная родственность» и эпопея в двух томах «Вильгельм Мастер»; 20 книг под общим названием «Поэзия и действительность» (рассказ поэта, о себе, своих современниках и эпохе); новеллы и сказки; публицистические статьи «Ко дню Шекспира» (1771), «О немецкой архитектуре» (1773); 1055 афоризмов в прозе.

    Есть у Гете и произведения сопредельных жанров: несколько баллад, три поэмы («Герман и Доротея», «Рейнеке-Лис», «Ахиллес»).

    К виднейшим произведениям первого периода творчества принадлежат драма «Гец фон Берлихинген с железной рукой» и роман «Страдание молодого Вертера». В 22 года Гете был уже знаменит в пределах Германии как автор национально-исторической драмы «Гец фон Берлихинген». Пьеса написана в франкфуртский период жизни поэта (1771-1773), во время его наибольшего увлечения штюрмерством. Особый успех драма имела у молодежи, которую привлекал ее бунтарский пафос.

    Гете создал драму нового типа, которой еще не знала немецкая литература. Написанная вопреки канонам классицизма, в духе исторических хроник Шекспира, пьеса поражала современников драматизмом сценического действия, остротой конфликтов. Широкий фон изображенных исторических событий нуждался в нарушении классицистического принципа единства места. Эти события происходят в разных местах: в рыцарском замке, при дворе бамбергского епископа, в подземелье, в тюрьме, где гибнет Гец. Поэтому декорации сменяются несколько раз на протяжении одного действия (в 3-м действии - 22 раза).

    Язык пьесы также не отвечает законам классицизма. Гете отказывается от стихотворной формы как средства идеализации и прибегает к реалистически сниженной прозаической форме. Персонажи драмы используют язык, приближенный к разговорному стилю, насыщенный архаизмами и диалектизмами, народными пословицами и афоризмами.

    В пьесе воспроизведена целая историческая эпоха. Автор обращается к событиям XVI ст. Это был героический период в истории Германии. Время порождало людей высокого героического взлета и действия. Именно их Гете сознательно противопоставлял своим далеким от героизма современникам. Молодой писатель идеализировал древних немцев, эпохи больших социальных потрясений, Реформации и Крестьянской войны. Главные и второстепенные персонажи пьесы, которые являются участниками исторических событий, представляют все социальные слои средневековой Немецкой империи: это безвластный император, ограниченные и жадные князья, императорские рыцари, нюрнбергские купцы, ученые, юристы, монахи, наемные солдаты и их начальники, крестьяне, цыгане. Большое количество разных по характеру действующих лиц, введение массовых народных сцен - все это противоречило классицистическим канонам.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Общий обзор известнейших произведений Гете, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.