• Обсуждение с вопросами: И. Франко «Захар Беркут»

    Что символизировала липа, которая росла за Тухлей? («Тухольцы верили, что та липа - дар их извечного сударя, царя великанов, который посадил ее собственноручно на тухольской долине в знак своей победы над Мораной»).

    Опишите место копных собраний тухольцев. («Вокруг липы была широкая, ровная площадь. Рядами стояли на ней на восход солнца тучные каменные глыбы, предназначенные в качестве стульев, где садились старцы общественные, родители семей. Сколько было таких родителей, столько и каменных стульев. Вне них были свободные места. Под липой, над самым источником, стоял четырехгранный камень с провернутой внутри дырой; здесь на время совета выставлялось знамя. А возле сделано было второе повышение для беседника, то есть для того, кто по делу говорил; он выступал со своего места и входил на сие повышение, чтобы весь народ мог слышать его»). О чем оно свидетельствует?

    Какая и для чего проводилась церемония Захаром Беркутом перед началом проведения копных собраний? («Потом вставал со своего места старейший в сборе, Захар Франко Захара Беркута? («Захар Беркут - сие был седой, как голубь, 90-летний старец, старейший возрастом в целой тухольской общине. Отец восьми сыновей, из которых три сидели уже вместе с ним между старцами. Высокий ростом, уважительный осанкой, строгий лицом, богатый опытом жизни и знанием людей и обстоятельств, Захар Беркут был правдивым образом тех давних патриархов, родителей и проводников целого народа, о которых говорят нам тысячелетние песни и пересказы. Несмотря на глубокую старость, Захар Беркут был еще сильный и коренастый».

    Чем любил заниматься Захар Беркут? («Сад, пасека и лекарство - сие была его работа. Скоро весна посетит тухольские горы, Захар Беркут уже в своем саду, копает, чистит, подрезает, прививает и пересаживает. Удивлялись граждане его знаниям в садоводстве, тем более удивлялись, что он не крылся с тем знанием, но радушно учил каждого, показывал и делал авансы. Когда настанет время, между зелеными праздниками и праздником Купала, Захар Беркут идет на несколько воскресений в горы за зельем и лекарством»).

    Почему тухольцы имели крепкое здоровье? («..Чистые и простые обычаи тогдашнего народа, свежий тухольский воздух, просторные и большие дома и совсем не надсильная работа - все то вместе погребало людей от частых и заразительных болезней»).

    Что обусловило Захара Беркута заниматься врачебным делом? («...Случались увечья, раны, по которым, вероятно, никакой знахарь не умел так скоро и так хорошо помочь, как Захар Беркут»).

    Какой мысли был Захар Беркут относительно жизни? («Жизнь лишь до тех пор имеет ценность, пока человек может помогать другим»).

    Почему для З. Беркута «община - это был его мир, это была цель его жизни»?

    Чем объяснить то, что З. Беркут вернулся в общину после трехлетнего пребывания в ските совсем другим человеком? («...Его любовь к общине стала еще сильнее, его слова плыли хрустальной чистой волной, были спокойные, умные и твердые, как сталь, а против всякой неправды острые, как бритва. ...Познал мир, был и в Галиции, и в Киеве, видел князей и их дела, познал воинов и купцов»).

    К чему стремился З. Беркут для своей общины? («...Хорошее и правильное ведение и развитие общественных порядков, общественной общности и дружественности». «...Отдать свою жизнь на скрепление добрых общественных порядков в своей родной Тухольщине».)

    Какой вы представляете общину Тухли? Как об этом сказано в произведении? («Будто одна душа стояла тухольская община дружно в работе, в радости и горе. Община была для себя и судьей, и устроителем во всем. Общественное поле, общественные леса не нуждались в стороже - община сама, вся берегла свое добро. Бедных не было в общине, земля доставляла пожитки для всех…).

    Какое значение имела нововыстроенная дорога между Венгрией и Русью? («Связь с богатыми еще тогда угро-русскими общинами оживила всю верховину; начался живой и обоюдно выгодный обмен достижениями в работе; туда шли кожухи, сыр овечий да и целые отары на зарез, а там пшеница, рожь и полотна... она была также проводом для всяческих вестей о жизни общин, была живой нитью, которая вязала вместе детей одного народа, разбитых между двумя государствами»).

    Когда и при каких обстоятельствах монголы напали на Русь? («...До сих пор неслыханного врага, монголов, которые перед десятью годами, будто страшная громовая туча, появились на восточных границах Руси, в наддонских степях, и побили собранных русских князей в страшной и очень кровавой битве над рекой Калкой»).

    Какой в произведении изображена феодальная раздробленность на Руси? («...Споры за наследие престолов и подкапывание свободных и самоуправных общественных порядков. Неразумные! Они подрывали дубы, которые кормили их своими желудями! Когда бы свою власть и свою силу возвратили на скрепление, а не на подкапывание тех порядков по общинам и живых связей между общинами, то наша Русь, вероятно, не была бы валившаяся под стрелами и топорами монголов, и стояла бы против них, как глубоко укорененный дуб-великан стоит против осенней бури!»).

    Из-за чего возникли недоразумения между тухольськой общиной и Т. Волком? («...Он начал теперь делать тухольцам всякие пакости». «За что опираешь дорогу?», «...овцеводы, голося печальную весть, что боярские слуги сгоняют их с наилучшей общественной горной долины», «...боярин отмеривает и забирает для себя огромный ломоть наилучшего общественного леса», «...говорил убивать тухольський скот...», «...одного общественного лесничего... велел привязать к дереву и сечь терновыми розгами мало что не насмерть»). О чем свидетельствует описание знамени общины Тухли? («С одного здорового пня произведенная вся та сплошная цепь, сильная и словно замкнутая в себе… Сия цепь - это наш русский род, такой, который вышел из рук добрых, творческих духов. Кождое звено в той цепи - это одна община, неразрывно, у самой природы связанная со всеми другими, а тем не менее свободная сама по себе, словно запертая сама в себе, живет своей собственной жизнью и удовлетворяет свои нужды. Только такая свобода каждой одиночной общины делает всю целостность сплошного и свободного. Пусть только одно колесо треснет, распадется само в себе, то и целая цепь распадется, одно целая его связь разорвется. Вот так и упадок вольных общественных порядков в одной общине становится раной, которая приносит недуг, а то и заразу для целого тела нашей святой Руси»).

    Почему Т. Волк явился на копну в полных рыцарских доспехах, несмотря на горячий весенний день? Как восприняла его община? О чем свидетельствует приветствие Т. Волка общине? («...Хотел показать общине свое высочество. При том он не смотрел на общину, но вращал в руках свой топор и словно любовался блеском его острия и обуха, показывая явным образом, что глубоко гордится целым тем советом»).

    По поводу чего велся разговор на копне между боярином и З. Беркутом? Какой мысли был З. Беркут о князе Даниле? («Не отцом и опекуном мы считаем твоего князя, но карой божьей, сосланной на нас за грехи наши, от которой должны откупаться ежегодными данями. Чем меньше мы о нем знаем, а он о нас, тем лучше для нас. И кабы вся наша Русь могла избавиться сегодня со всеми его ватагами, то, вероятно, была бы еще счастливая и большая!»).

    О какой опасности для Красной Руси рассказал З. Беркут? Что имел в виду З. Беркут, говоря Т. Волку о следующем: «...к чистому делу надо и чистые руки»?

    Как высказался З. Беркут Т. Волку о желании боярина быть хозяином тухольской общины? («Родители наши говорили нам: каждого и ненужного члена общины, разбойника, конокрада или постороннего, что без воли общины забирал бы общественные земли, с семьей такого прогнать из границ общественных, а дом его развалить и уравнять с землей»).

    • За что упрекает старый Беркут боярина на копне? («...Скажи сам по совести, лучше ли ты поступаешь с нами, как разбойник ? Ведь же землю нашу забираешь - наше самое большое и единственное добро. Людей наших гонишь и убиваешь насмерть, скот наш стреляешь! Так ли делают честные граждане?»).

    • О каких своих заслугах провозгласил Т. Волк на копне? («Против князя киевского воевал, против князей волынских, и польских, и мазовецких... Я воевал и против монголов над Калкой») Как к ним отнесся З. Беркут?

    • За что община уважает Митьку Воина? («...Своей одной рукой умел плести искусные корзины и знал много песен и рассказов о далеких краях, то община приняла его в свои члены, питала его и одевалась за очередью, обще любя и уважая его за раны, понесенные в войне с наездником, и за его честный, веселый характер»).

    • В чем проявилась жестокость боярина к Митьке Воину?

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Обсуждение с вопросами: И. Франко «Захар Беркут», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.