Школьные сочинения по украинской литературе > Новые сочинения по творчеству И. Ф. Драча > Обсуждение содержания произведения «Над Кодацким порогом» с вопросами


     
  • Обсуждение содержания произведения «Над Кодацким порогом» с вопросами

    • Еще сочинения по заданной теме
    • Похожих сочинений нет

    Благодаря чему И. Сулима «за своих молодых лет приобрел себе большого воинствующего дарования и упорства»? («...Был казаком во времена знаменитых походов гетмана Сагайдачного. С Сагайдачным Сулима и Кафу турецкую в Крыму брал, и Трапезонт за Черным морем аж дважды разрушал, и окраины Царьгорода огнем выпаливал, а в конце концов под Хотином, спасая Польшу, бился с турками на большом поле битвы; сколько же меньших походов и стычек с врагами отбыл он, так того и не сосчитать»).

    Какой была «признательность» поляков украинцам? («...Они испугались казацкой силы да и начали после того всякие притеснения казакам совершать, а прежде всего завели реестр на шесть тысяч душ, а кто не вскочил в тот реестр, за тем они не признавали никаких прав ни на землю и другую собственность, ни даже на свободную жизнь и старались всех казаков  выписанных из реестра, обратить в господских холопов»).

    • Для чего была построена крепость над Кодацким порогом? («...Чтобы отрезать Запорожье от Украины и препятствовать порабощенному украинскому люду убегать от господ на Сечь, а запорожцам выходить из Сечи на Украину и напоминать несчастным братьям о том, что на свете существует воля»).

    Что обусловило И. Сулиму отправиться в поход на Азов? («Запорожский кошевой знал, что ели разрушить Кодак, то придется воевать с Польшей, так как она того не постила бы, а чтобы воевать с такой силой, которой была в те времена Польша, надо было иметь большое и хорошо вооруженное войско; чтобы получить же оружие и коней и пропитать войско, надо было денег. Вот и надумал Сулима, прежде чем воевать с Польшей, идти морем на пышный в те времена турецкий город Азов и получить в нем серебра и золота и всяких сокровищ»).

    Как это решение И. Сулими восприняло казачество? («А чего нам в самом деле прозябать в Сечи и товарищеский хлеб глупо переводить. Веди нас, отец...Не поможет ли нам Милосердный хоть немного бедных невольников к родной Украине и к малым деточкам возвратить!»).

    Выразительно прочитайте о подготовке казаков к походу. («Застучали в Большом Лугу топоры, и запорожцы начали чинить и конопатить большие чайки. Весь берег Днепра возле Сечи был похож теперь на муравейник, а от вареного дегтя и конопатки выше всей рекой простилался ароматный седой дым. Прошло только две недели, а уже были готовы к походу в море полсотни добрых чаек»).

    Каким в произведении изображен атаман И. Сулима перед походом на Азов? («Величественная и могущественная была фигура запорожского предводителя. Загорелое ветрами лицо с большими блестящими глазами и пышными над ними бровями отбивало упорством, длинные усы и немного поседевший чуб скрашивали то лицо признаками опыта и покоя, а серебряная булава, которая блестела в его сильной руке, напоминала всем о большой власти запорожского кошевого атамана»).

    Как в произведении описана красота украинского пейзажа? («Весь день плыли казаки между зелеными плавнями, утешаясь веселой красотой родной реки. По сторонам от казаков , берегами, вербы и яворы купали в Днепре свои гибкие и зеленые ветки; протоками колебались от ветра и шелестели камыши; по озерам табуны лебедей плавали и дикие гуси гоготали; в гуще плавни птицы песнями принялись, горлицы пели и кукушки провещали; неуклюжие же белые бабы все косы Днепру обсели, желтый песок своим белым пером, будто снегом, припорошили... Смотрят запорожцы на свой родной Большой Луг - не насмотрятся, слушают - не наслушаются...»).

    Каким образом казаки обманули турок в Алан-Городе? Почему во время похода все чайки «льнули к атаманской, будто дети к матери?

    Какие страдания испытали казаки, находясь в плену в турок? («...Между невольниками турки похаживают и бьют несчастных терновником и красной таволгой. Стонут невольники от тяжелого мучения и тоскуют, вспоминая свою родную Украину...Не быть им уже на воле и не видеть ни родных домов своих, ни жен дорогих, ни детей маленьких»).

    Как они восприняли свое освобождение? Что об этом сказано в произведении? («А невольники, услышав пальбу и известный гул сечи, уже догадались, что произошло то, о чем они только во сне мечтали, что пришла к ним желанная воля... Проснулись тогда их замученные души и начали они бить и рвать на себе кандалы»).

    Какой приказа был отдан И. Сулимой казакам перед атакой на Азов? («Ну, дети, делитесь теперь на три войска. Первому войску с Бурляем турецкие галеры топить, со вторым сам пойду бусурманов рубить и в замок всех янычар загонять, третьему с Хвилоном невольников по погребам искать и на свет Божий выпускать»).

    Как И. Сулима с казаками захватил город Азов?

    Для чего, по мнению И. Сулимы, необходимо было захватить Очаков? («Как будем мы, господа брать, на дунайские огороды бить, так турецкие галеры из-под Очакова сзади на нас набегут; лучше же мы совершим, как сейчас их пожжем, так как тогда безопасно с Дуная в Днепр возвратимся!»).

    Как польские господа отпраздновали построение Кодацкой крепости? Какой же была эта крепость? («...Глубокие, как пропасть, были вокруг Кодака перетоки; будто добрые скирды, были за перетоками валы, а по тем валам еще была высокая, дубовая засека с окнами и дырками ради пушек и ружей. Ворота в Кодаке были только одни, и очень крепкие, железом кованые, а по бокам ворот стояли две башни, сбитые из крепких дубовых кряжей. С востока и с юга крепость защищалась кручами Днепра, с севера - глубоким буераком, с запада же была ровная степь, в которой можно было далеко видеть врагов, и с этой стороны крепость имела глубочайшие перетоки, высочайшие валы и больше всего по стенам пушек»).

    Какие неудовольствия высказывали казаки на кошевой раде относительно притеснений со стороны поляков? («Неправда властвует на Украине! Реестры всех казаков  все уменьшают, да и тех господа за гайдуков себе имеют и принуждают помогать им наших братьев в ярмо запрягать. Нас, запорожцев, не признают за казаков, и, как только кто пойдет из Сечи на Украину, сейчас того господа себе в подданные берут. Церкви православные на униатские превращают и к унии людей наших притеснениями принуждают. И еще мало полякам и той неправды, так придумали они истребить нас, запорожских казаков, и для того выстроили на нашей вечной земле над Кодацким порогом, большое замчище, и как только Днепром плывут к нам из Украины люди, они преграждают их возле порога и калечат, а чайки прямо потопят лодки с людьми, стреляя из пушек. Не время ли нам, господа братья, напомнить полякам, что казаки умеют не только защищать их, но и за честь и права свои стать?»).

    Что произошло с Кодаком после победы И. Сулимы над поляками? («Казаки искренне выполнили приказ гетмана и не оставили в Кодаке ни одного дома и ни одного крата из закрома. Взошло солнце и осветило руины Кодака и кучи трупов, только и остались от него валы и перетоки, такие большие, что их даже не уничтожить столетиями»).

    Почему Конецпольский решил отомстить И. Сулиме? («Разрушение Кодака было ему личным оскорблением, так как возведение его было делом его рук, и он поклялся, чтобы свести со свету отчаянного казацкого гетмана»).

    К каким ухищрениям прибегнул Конецпольский, чтобы победить И. Сулиму? («Зная, что реестровые казаки надеялись во время шведского похода, он собрал к себе старших из реестровых казаков, начал их льстить, восхвалял за верность королю и хвалился, что непременно пойдет к королю и добудет реестровым казакам большие права и даже увеличение казацкого реестра, чтобы только они изменой взяли Сулиму и привели к нему»).

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Обсуждение содержания произведения «Над Кодацким порогом» с вопросами, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.