Онегин как первый «лишний человек» в русской литературе

  

В образе Онегина Пушкин вывел, новый тип проблемного героя - «героя времени». Его судьба, характер, взаимоотношения с людьми определяются совокупностью обстоятельств действительности, незаурядными личными качествами, а также общечеловеческими проблемами, которые ему предназначено решать.

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В первом разделе Пушкин показал основные общественные и культурные факторы, которые обусловили характер героя. Это принадлежность к высшему дворянству и обычные для него воспитание, образование, первые шаги в мире. Причем перечень в IV-VII строфах «всего, что знал еще Евгений», отмечено некоторым противоречием. Здесь присутствуют признаки, которые позволяют зачислить Онегина к среде молодежи, которая ощутила влияние декабристских идей, и свойства, полностью несовместимые с такой характеристикой. Ю. М. Лотман писал: «Онегин то приближается к идеалу «умного человека», то сливается с полярно противоположным ему типом "светского парня". Колебание в этом типологическом поле создавало возможность перехода тона рассказа то в сатирический, то в иронический, то в лирический план».

В самом деле, описание одного дня из жизни Онегина характеризует его как свободного дворянина, светского человека, не отягощенного службой и такого, что ведет беззаботную жизнь, полную развлечений и «науки страсти нежной». Но даже в этот период Онегин, «забав и роскоши дитя», введенный Пушкиным в свое близкое окружение - окружение людей, которые входят в «Союз Благоденствия» или в «Зеленую лампу»,- Каверина. А потому уже в первом разделе романа в судьбе героя наступает переломный момент: ему надоел обычный «обряд жизни». В XXXVIII строфе читаем:

  • Недуг, которого причину
  • Давно бы отыскать пора,
  • Подобному английскому сплину,
  • Короче: русская хандра
  • Им овладела понемногу;
  • Он застрелиться, слава богу,
  • Попробовать не захотел,
  • Но к жизни вовсе охладел.

Невыносимую душевную пустоту герой старается заполнить чтением, и даже попытками творчества, но пока что это не дает результата. И дело не в том, что «труд упорный ему был тошен», а в том, что для творчества нужный, кроме желания, талант, а литература не могла предложить что-то такое, что в жизни вылечило бы от тоски-скуки. Именно на этот период приходится знакомство Онегина с Автором:

  • С ним подружились мы в то время.
  • Мне нравились его черты,
  • Мечтам невольная преданность,
  • Неподражательная странность
  • И резкий, охлажденный ум.

Скука, печаль, разочарованность являются в Онегине не наследованием романтического героя, а следствием пустоты окружающей жизни, отсутствия в ней настоящих моральных ценностей. Скептическое сознание («резкий, охлажденный ум»), становится самой характерной чертой «героев времени», равно как и их «непоследовательная странность», т.е. резкие отличия суждений и поведения от общепринятых. Вспомним, как ведет себя Онегин в селе и как оценивают его поведение местные помещики:

  • Сначала все к нему езжали;
  • Но так как с заднего крыльца
  • Обыкновенно подавали
  • Ему донского жеребца,
  • Лишь только вдоль большой дороги
  • Заслышат их домашние дроги,-
  • Поступком оскорбясь таким,
  • Все дружбу прекратили с ним.
  • «Сосед наш неуч; сумасбродит;
  • Он фармазон; он пьет одно
  • Стаканом красное вино;
  • Он дамам к ручке не подходит;
  • Все да да нет; не скажет да-с
  • Иль нет-с. Таков был общий глас.

(Строфа V второй главы) их больше всего приводит в негодование даже не то, что Евгений в селе «Ярм он барщины старинной / Оброком легким заменил; / И раб судьбу благословил» (строфа IV второго раздела), а то, что он не желал с ними встречаться и разговаривать. Для них такое поведение - проявление опасного вольнодумства: «он фармазон» (т.е. франк-масон) и «небезопасный чудак».

Одиночество Онегина в селе и его «непоследовательная странность» - это своеобразный протест против социальных и духовных догм, которые подавляют в человеке личность, которые лишают его права быть самим собой.

Однако затворничество героя в селе не было абсолютным, а испытание дружбой и любовью показало, что внешнее возражение общественных предрассудков и мыслей еще не означает внутреннего освобождения от них.

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как человек душевно тонкий и благородный. Во время первого же визита к Лариным он выделил Татьяну, ощутил в ней и напряженную внутреннюю жизнь, и настоящую поэтичность, которая со всей очевидностью вытекает из его разговора с Ленским:

  • «Скажи: которая Татьяна
  • Да та, которая грустна
  • И молчалива, как Светлана,
  • И села у окна.---
  • «Неужто ты влюблен в меньшую?»
  • —        А что? - «Я выбрал бы другую,
  • Когда б я был, как ты, поэт.
  • В чертах у Ольги жизни нет.
  • Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
  • Кругла, красна лицом она,
  • Как эта глупая эхо. На этом глупом небосклоне».   (Строфа V третьей главы).

С. Г. Бочаров пишет: «Условность в этих словах Онегина говорит об идеальной повинности, принятой им на себя с точки зрения "поэта". По логике тождественности, логике идеала поэт должен был бы выбрать «другую», "объективно поэтическую" Татьяну (значит, имеющееся "объективное", сразу заметное "стилистическое расхождение" между ней и ее сестрой). Но условность указывает и на прямо противоположное - на расхождение идеала и жизни. Ситуацией этого расхождения связаны в этой онегинской реплике обе центральные пары романа.

Краткий пересказ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: