Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 7 класс > Основная тема антропологии Достоевского


     
  • Основная тема антропологии Достоевского

    Это утверждение, что человек находится на границе двух миров, двух сфер бытия. Эта «пограничность» человека в мире выражается в формах, характерных для человеческого бытия вообще. Как мы уже сказали, в бытии человека все для него внешнее не остается чисто внешним, но принимает и форму бытия внутреннего, проникает во внутреннюю, психическую жизнь человека. Обе сферы, с которыми граничит бытие человека, врываются, вторгаются во внутреннюю жизнь человека. Душевная жизнь человека становится ареною борьбы обоих миров, на границе которых стоит человек.
    Достоевский знает об этой борьбе слишком хорошо. Он говорит об этой борьбе миров в душе человека, говорит о ней: в патетических речах Дмитрия Карамазова, в этических размышлениях старца Зосимы, во всей художественной архитектонике «Братьев Карамазовых». «Здесь берега сходятся, здесь противоречия вместе живут», «здесь дьявол с Богом борется» — это говорит Дмитрий о красоте. Но ведь пункт этого «схождения берегов», этой борьбы Бога с дьяволом — не только переживание красоты, но человеческая душа вообще — «поле битвы — сердца людей». Способность приходить в соприкосновение с обоими мирами, с которыми погранично человеческое бытие, способность видеть «обе бездны» характерна не только для Карамазовых, но и для каждого человека вообще. У героев Достоевского, всех без исключения, сходятся в их душе оба «берега», соприкасаются обе «бездны». Этот дуализм человеческого бытия Достоевский наблюдал, без сомнения, в самом себе, в жизни окружающих. Но об этом дуализме он слышал и от Шиллера, — ведь и для Шиллера существо человека — стоять на границе между «миром природы» и «миром свободы».
    В этом всеобъемлющем характере человеческой души коренится и другая характерная черта человеческого бытия, отмечаемая Достоевским, — так сказать, микро-космичность человека, в котором отражается и отображается весь мир. Вероятно, именно благодаря этой микрокосмичности своих героев Достоевский в своем творчестве часто забывает о природе, отходящей в его произведениях на задний план, несмотря на то, что отношение его к природе не равнодушное, и еще менее — отрицательное. С этим признанием микрокосмичности человека связана и своеобразная монологическая форма многих произведений Достоевского (ср. «Записки из подполья», «Подросток», наброски «Дневника Раскольникова»). Точно так же — введение рассказчика («Бесы», «Братья Карамазовы»), который сам не участвует в действии, но все видит, все переживает, в душе которого связываются воедино все запутанные нити действия, — больше чем только литературный прием, чем способ связать воедино все разбегающиеся линии сложного сюжетного рисунка. В одной душе соединяются разнообразные и противоположные по смыслу переживания, стремления, так как душе человека, в принципе, все доступно, все понятно. «Широк, слишком широк человек, я бы сузил», — вопиет Дмитрий Карамазов, испуганный узрением тех бездн, тех безгранично и бесконечно разнообразных перспектив, которые открываются душе человека.
    Именно глубину, бесконечность, многоразличие, лучше сказать — полярную противоречивость открытых человеку перспектив, возможных для него путей, не устает подчеркивать Достоевский. Человеку все доступно, все возможности перед ним открыты. Человек стоит не между злом и нейтральностью или добром и нейтральностью, а именно между злом и добром, Богом и чертом, «идеалом Мадонны» и «идеалом содомским». В этом Достоевский видит достоинство и ценность человеческого бытия. Именно поэтому он является таким решительным противником не только одностороннего западничества, но и одностороннего славянофильства (о чем так часто забывают западноевропейские исследователи Достоевского) и таким решительным сторонником «синтетического идеала» русской культуры. И русский идеал «всепримирения идей», развитый Версиловым, и та «русская идея», которая, по мнению самого Достоевского, «станет со временем синтезом всех тех путей, которые Европа так долго и с таким упорством вырабатывала в отдельных национальностях», — эти идеи тесно связаны с учением Достоевского о человеке.
    С этим комплексом представлений связано и центральное положение человека в мировоззрении Достоевского. Н. Бердяев справедливо указывает, что все герои Достоевского только тем и заняты, что «разгадывают загадку» того или другого действующего лица93. В «Подростке» все действие вертится вокруг разгадывания тайны, загадки Вер-силова. В «Бесах» Ставрогин — центр всех центробежных и центростремительных силовых линий, связывающих всех действующих лиц романа. Все эти «силовые линии» исходят из образа Ставрогина и к нему же возвращаются. Эта тема тайны, загадки человека также и от жизни, и от литературной традиции — от Бальзака, Диккенса, но особенно от Э.Т.А. Гофмана, у которого загадки, тайны уже в названиях некоторых произведений, но также и в сюжетах почти что всех его романов и новелл.
    Источник таинственности, загадочности человека у Достоевского тот же, что и у Гофмана, — бессознательное, или, лучше, внесознательное. Представление Гофмана о бессознательности сложилось не без воздействия одного из психологов романтики, Шуберта. Более позднего и более глубокого, чем Шуберт, представителя романтической психологии, Каруса, читал, по-видимому, Достоевский. Под начальными словами «Психеи» Каруса, говорящими о том, что сознательная душевная жизнь — только незначительных размеров островок в бесконечном океане стихии бессознательной душевной жизни, мог бы целиком подписаться Достоевский.
    Для нас здесь существенно отметить одно существенное отличие представления Достоевского о «бессознательном» от учений современной нам школы Фрейда. Для Достоевского бессознательное не есть только темное начало, только источник болезни, безумия, нарушений нормального хода сознательной душевной жизни, но также — источник откровений и пророчеств, творчества и преображения личности. Иными словами, сознательная душевная жизнь человека не только снизу, но и сверху соприкасается с бессознательным; мы можем говорить не только о подсознательном, но и о над- или сверхсознательном.
    Достоевский говорит о под - и надсознательном особо, различая и разделяя их друг от друга. Мы найдем у него немало мест, посвященных характеристике и той, и другой сферы. Он особо подчеркивает независимость подсознательного от сознательной душевной жизни человека и даже более — чуждость и враждебность «сознательному глубокому существу человека, его действительному «я».
    Это подсознательное не совпадает с природою, но может быть обозначено как природное в человеке. Природа сама по себе безгрешна и прекрасна (Зосима), но в человеке она выступает как ограничение, умаление, отрицание надприродного начала в нем. Природа, поскольку она ограничивает, отрицает, отменяет сверхприродное в человеке, проявляется как роковое, «тяжелое», темное начало. Низшая сфера человеческого бытия отягощает, делает иногда невозможным свободное движение человека, его взлет ввысь. Природное, «только-природное» в человеке Достоевский обозначает иногда как «насекомость». «Насекомое» для него (как и для Шиллера) является символом чисто отрицательного природного начала в человеке. Выявлением «насекомости» человека Достоевский признает, между прочим, «сладострастие». Сладострастие внешне для человека. Человек может «кормить в себе сладострастие» (Дмитрий Карамазов), но это сладострастие приходит извне, так сказать, привходит к имманентно-данному в душевной жизни. — Недаром пробуждение сладострастия Достоевский описывает так: «фаланга, злое насекомое, укусила за сердце», — само сердце сладострастника, очевидно, не сладострастно, но только способно подпасть какому-то соблазну, «навождению», привходящему извне, способно к падению.

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Основная тема антропологии Достоевского, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Предыдущая публикация:
    Следующая публикация:
    Опубликовано и размещено в Сочинение по литературе 7 класс
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.