• Основные факты биографии Николая Волнового

    Николай Волновой в первые пореволюционные годы был одним из популярнейших писателей. Его стихи и новеллы вмещали в школьные учебники и хрестоматии, его песни пел народ... И вдруг все это, как и его произведения, было затворено за семью замками, его имя вычеркивали из национальных энциклопедий. Оценка его фигуры была однозначной, хорошо отредактированной (ее дал Сталин). Слова вождя воистину стали указателем для «сыновей»-литературоведов, которые задурманивали головы читателям. Бестолковость обвинений была очевидной, но кто тогда посмел бы их опровергнуть?

    20 ноября 1925 г. - вместе с единомышленниками создает литературную организацию ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы); начинает литературную дискуссию 1925-1927 гг., которая от вопроса о качестве литературных произведений, затронутого Н. Волновым, быстро перешла на идеологические основы и принципы развития украинской культуры: «Мы признаем украинское возрождение необходимым и неминуемым этапом» (Николай Волновой).

    26 апреля 1926 г. - письмо Иосифа Сталина к Генеральному секретарю ЦК КП (б)У Лазарю Кагановичу, где критикуется нарком образования Александр Шумский, который «неправильно понимает украинизацию и не учитывает эту последнюю опасность». Й. Сталин также пишет: «это движение... может набрать местами характер борьбы за отчужденность украинской культуры и украинской общественности от культуры и общества в общем советского, характера борьбы против «Москвы» вообще, против россиян вообще, против русской культуры. …Я имею в виду такой всем известный факт, как статью известного коммуниста Волнового в украинской печати. Требование Волнового «немедленной дерусификации пролетариата» на Украине, его мысль о том, что «от русской литературы, от ее стилей украинская поэзия должна как можно скорее убегать», его заявление о том, что «идеи пролетариата нам известны и без московского искусства», его увлечение какой-то мессианистической ролью украинской «молодой» интеллигенции, его смешная и немарксистская попытка оторвать культуру от политики - все это и много другое в устах украинского коммуниста звучит теперь больше чем удивительно...

    Только в борьбе с такими крайностями можно превратить воскрешенную украинскую культуру и украинскую общественную в культуру в общество советское».

    14 января 1928 г. ВАПЛИТЕ вынуждена «самоликвидироваться».

    1927 г. - роман «Вальдшнепы», ІІІ часть которого уничтожена правительственными органами.

    Трактат «Украина или Малороссия?» опубликован лишь в 1990 г.

    1933 г. - поездка по селам, где собственными глазами видит голодомор как наиболее убедительный «аргумент» сталинского воспитания украинцев.

    Май 1933 г. - арест Михаила Ялового, друга и единомышленника, бывшего президента ВАПЛИТЕ.

    «Наделенный чувствительной интуицией, писатель лихорадочно ищет выход из катастрофической ситуации, рожденной, нарастающей волной репрессий, вымиранием миллионов украинских крестьян, распространением недоверия и подозрения в обществе. Ищет и не находит. Так как не видит выхода из этой идеологической ловушки, в которую он, коммунист, попал, вдохновенно доверившись гуманистическим идеалам Революции» (Николай Жулинский).

    Несколько раз Николай Волновой пробовал снять с себя жестокие и опасные обвинения, но его не слышали и не хотели слышать.

    13 мая 1933 г. Николай Волновой застрелился. Так свел свои счета с жизнью человек, который трижды был под расстрелом.

    Посмертная записка: «Арест Ялового— это расстрел целой генерации…За что? За то, что мы были самыми честными коммунистами? Ничего не понимаю. За генерацию Ялового отвечаю прежде всего я, Николай Волновой. «Итак», как говорит Семенко, ... ясно. Сегодня прекрасный солнечный день. Как я люблю жизнь – вы и не представляете. Сегодня 13. Помните, как я был влюблен в это число? Ужасно больно. Пусть живет коммунизм».

    • 13 декабря 1893 г. в г. Тростянце (теперь Сумщина) в семье учителей родился Николай Григорьевич Фитилев.
    • Учился в начальной школе, гимназии, из 6-го класса которой был исключен за участие в революционной организации.
    • г. - фронты Первой мировой войны, член дивизионного совета солдатских депутатов.
    • г. - член компартии Украины, активно участвовал в гражданской войне в рядах Красной армии.
    • г. - в Харькове вышли три сборника поэзий.
    • 1921 г. - в литературу, украинскую культуру вошел как Николай Волновой.
    • р. - сборник прозаических произведений «Синие этюды» («Редактор Карк», «Кот в сапогах», «Солонский Овраг», «Легенда», «Свинья», «Чумаковская коммуна»).
    • г. - сборник рассказов «Осень» («Элегия», «Я (Романтика)», «Силуэты», «На глухом пути» и др.), повесть «Санаторная зона». Эти публикации и гражданская активность сделали Н. Волнового центральной фигурой в литературном процессе 20-х годов.
    • Исследователь Костецкий выделяет три периода творчества Н. Волнового:
    • 1921-1924 гг. - период эксперимента и поисков («Кот в сапогах», «Синий ноябрь», «Свинья»);
    • 1925-1930 гг. - период творческого возмужания (полемические памфлеты, «Иван Иванович», «Вальдшнепы», «Повесть о санаторной зоне»);
    • 1931-1933 гг. - период поражений, отступлений, публицистики.

    Циклы памфлетов Н. Волнового «Кама грядеш?», «Мысли против течения», «Апологеты писаризма», полемический трактат «Украина или Малороссия?» сконденсировали в себе все разнообразие мыслей и идейно-эстетичных поисков периода литературной дискуссии в Украине (1925-1928 pp.). Эти публицистические произведения (а также его роман «Вальдшнепы») вызвали острую реакцию вульгарно-социологической критики и партийных ортодоксов.

    Центральной для Волнового-Полемиста и публициста была проблема исторического бытия Украины, украинской культуры. Возражая москвофилские тенденции части тогдашних литераторов, Н. Волновой провозглашал ориентацию на Европу, на стили и направления европейского искусства: «От русской литературы, от ее стилей украинская поэзия должна как можно быстрее убегать. Поляки никогда бы не дали Мицкевича, когда бы они не перестали ориентироваться на московское искусство. Дело в том, что русская литература тяготеет над нами в веках как хозяин положения, который приучал нашу психику к рабскому наследованию... Наша ориентация - на западноевропейское искусство, на его стиль, на его приемы».

    Первые поэтические сборники Н. Волнового «Молодость» (1921), «Предрассветные симфонии» (1922), поэма «В электрический век» (1921), которые были обозначены влияниями неоромантизма и импрессионизма, получили довольно высокую оценку тогдашних литературоведов (С. Ефремова, О. Дорошевич), но наиболее полно свой талант Н. Волновой раскрыл в жанре новеллы или рассказа (преимущественно короткого, с выразительной лирико-романтической или импрессионистической окраской). Сборник его прозаических произведений «Синие этюды» (1923) стал качественно новым этапом в развитии тогдашней украинской литературы, открыл для нее новые эстетичные горизонты. Центральной для творческой манеры Н. Волнового остается проблема человека в отношениях с революцией и историей, который познал весь трагизм бытия современного ему мира. В человеческой массе, в вихре революционных событий писатель выделяет, прежде всего, человеческую индивидуальность с его порывами к высокой, временами недосягаемой цели, однако он не закрывал глаза и на драматическое несоответствие провозглашаемого высокого идеала и его реального воплощения. Романтически окрашенные герои Волнового чаще всего вступают в острый конфликт со своим временем, его одноизмеримой будничностью. Редактор Карк - главный герой одноименной новеллы - лишь в своих мечтах возвращается ко времени национальной революции, когда мир существовал еще в целостности, не разорванным между мечтой и реальностью. Но его персонажи - это не только жертвы истории, временами они сами, своими действиями причиняют ее трагедийность. Конфликт гуманизма и фанатизма осмысливается здесь во всей своей полноте.

    Для чекиста - главного героя новеллы «Я (Романтика)» - такой конфликт возникает в своей особой остроте: во имя абстрактной идеи, во имя доктрины он должен собственноручно расстрелять свою мать, но уничтожение другой личности - это вместе с тем и уничтожение своего человеческого естества. В такой ситуации неминуемого выбора перед героем возникает дилемма: самоуничтожение или возрождение человеческого, гуманистического начала, возрождение, прежде всего, в себе самом. Эмоциональное впечатление от произведения усиливается и тем, что это - исповедь героя, рассказ от первого лица. Вообще, для Н. Волнового было характерно разрушение традиционных сюжетно-повествовательных моделей украинской прозы. Система разорванных фраз, живописные эпитеты, своеобразная ритмическая организация прозы - это признаки его лирико-орнаментальной манеры письма. Именно такой стиль характерный для большинства его новелл и рассказов, он помогает автору радикально порвать с элементами народническо-просветительской традиции.

    Страницы: 1 2

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Основные факты биографии Николая Волнового, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.
          Нравится
  • Краткий пересказ
  • Школьный Отличник – бесплатные сочинения. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Soshinenie.ru. Готовые темы, планы сочинений. Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Пользование работами бесплатно.